Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Каннский кинофестиваль: призовой расклад

Российские участники могут быть довольны итогами юбилейного кинофорума
0
Каннский кинофестиваль: призовой расклад
Михаэль Ханеке (в центре). Фото: REUTERS/Vincent Kessler
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня вечером завершится 65-й Каннский фестиваль, и, когда эта статья появится в бумажном печатном варианте, имена победителей будут уже известны. Пока же название получившего в субботу приз ФИПРЕССИ фильма Сергея Лозницы «В тумане» лучше всего отражает состояние той части каннской публики, что любит строить прогнозы.

Ситуация двух лучших, на мой вкус, фильмов конкурса — «За холмами» румына Кристиана Мунджиу и франкоязычной «Любви» австрийца Михаэля Ханеке — осложняется тем, что предыдущие работы этих режиссеров уже удостаивались «Золотой пальмовой ветви» («4 месяца, 3 недели и 2 дня» Мунджиу — в 2007-м , а «Белая лента» Ханеке — в 2009-м году). А выдавать две «Пальмы» подряд не практикуется.

В «Любви», впрочем, есть две грандиозные актерские работы: сыгравшие пожилую супружескую пару Эммануэль Рива и Жан-Луи Трентиньян. Вполне возможно, жюри захочет отметить фильм Ханеке через них. 

По слухам, еще позавчера букмекеры перестали принимать ставки на победу Holy Motors Леоса Каракса: количество поставивших на эту картину соотечественников режиссера зашкалило. У французских фильмов уже шесть лет не было главной награды фестиваля, и не исключено, что именно этот пробел будет восполнен.

Экуменическое жюри уже сделало свой выбор, наградив «Охоту» датчанина Томаса Винтерберга. Полагаю, что и большое жюри отдаст этой картине один из важных призов. Ведь фабула, построенная на том, что в жизни героя возникает экстремальная, трагическая ситуация и он оказывается на грани психологического слома, явно близка председателю жюри итальянскому актеру и режиссеру Нанни Моретти. А сыгравший в фильме главную роль Мадс Меккельсен вполне может получить главный актерский приз. Как, впрочем, и Дени Лаван из Holy Motors. 

Один из самых загадочных моментов призового расклада: рассматривает ли жюри в качестве претендента на награду «Долю ангелов» Кена Лоуча. Ведь на сей раз британский классик и каннский лауреат снял комедию: пусть проблемную, с социальным подтекстом и прочее, но фильм по-настоящему смешной. А комедия (или даже трагикомедия) — победитель Канна звучит почти как оксюморон. Достаточно вспомнить, как в прошлом году прокатили «Артиста», собравшего потом все награды Америки и Европы. 

Еще один интересный вопрос: как обойдется жюри с американцами? Их присутствие в этом году очень мощное, но не самое впечатляющее. Семь картин в основном конкурсе, включая показанный в последний день соревнования «Мад» Джеффа Николса — своеобразную рифму к открывавшему программу «Королевству полной луны» Уэса Андерсона.

Николс тоже снял фильм о подростках, сталкивающихся с недетскими проблемами. Трогательную историю с чудесным мальчиком в главной роли — Таем Шериданом, уже игравшим в «Древе жизни» Терренса Малика, и с неузнаваемыми Риз Уизерспун и Мэтью Макконахи. Образцовое кино для подростков — подобное в идеале должна бы снимать наша студия имени Горького, если бы она вновь, как в советские времена, превратилась в студию детских и юношеских фильмов.   

Впрочем, все американские конкурсные фильмы достаточно высокого уровня, при этом, на мой взгляд, ни один не может всерьез претендовать на награду. Самая сильная из шести — «Газетчик» Ли Дэниэлса, из нее, кстати, понятно, что Зак Эфрон — не просто смазливый юноша, а вполне себе драматический актер. А Николь Кидман — просто-таки выдающаяся актриса.

Перед началом проб режиссер ее предупредил, что денег на гримера нет. И она стала сама придумывать образ своей героини — добросердечной веселой девушки с американского Юга конца 1960-х: накладные ресницы, блондинистый парик, густые синие тени, розовая помада, немыслимые «сексуальные» костюмы — гротескный персонаж, вызывающий в памяти Бланш из «Трамвая «Желание». Второй раз в этом году Кидман прошлась по Каннской лестнице, представляя уже внеконкурсный фильм: снятый режиссером Филипом Кауфманом «Хемингуэй и Геллхорн», где в партнерах у нее Клайв Оуэн.

Много американских фильмов в программе — значит, много голливудских звезд первой величины и на красной дорожке, и на бесконечных светских мероприятиях, которыми славен Канн. То, с какой охотой люди, привыкшие к многомиллионным гонорарам, соглашаются сниматься в независимых, как правило, малобюджетных фильмах, впечатляет. Причем, «подписавшись» на подобный проект, стараются его не бросить, даже если съемки год от года откладываются — как было, например, с картиной Вальтера Саллеша «В дороге». Кирстен Данст ждала ее восемь лет и дождалась.

Россия подходит к заключительному дню фестиваля уже с двумя наградами. У 23-летней студентки ВГИКа Таисии Игуменцевой — приз за короткометражку «Дорога на», который, между прочим, имеет материальный эквивалент в €15 тыс. и сопровождается обязательством фестиваля включить первый полнометражный фильм режиссера в свою программу. А в случае с Таисией — и предложением от председателя жюри Жан-Пьера Дарденна в качестве продюсера поучаствовать в ее следующем проекте (между прочим, братья Дарденн выступили сопродюсерами румынского фильма «За холмами»).

И приз международного жюри критики ФИПРЕССИ, врученный картине Сергея Лозницы «В тумане». Продюсер с российской стороны — Валентина Михалева. После объявления о включении фильма в Канн его решил поддержать материально и Фонд кино. Что касается того, можно ли считать награду ФИПРЕССИ предвестницей приза большого жюри, — вряд ли.

Более того, для критиков совпасть с мнением жюри считается не совсем хорошим тоном. Предполагается, что они должны выделить работы более «продвинутые» с формальной точки зрения. Но все равно совпадения, конечно, случаются — так было в прошлом году на ММКФ, а два года назад в Канне, когда награжденный критиками Мэтью Амальрик (фильм «Турне») получил приз за режиссуру. 

И в завершение — рейтинг от «Известий». Пять лучших фильмов конкурса 65-го Каннского фестиваля: «За холмами» Кристиана Мунджиу, «Любовь» Михаэля Ханеке, «Доля ангелов» Кена Лоуча, «Охота» Томаса Винтерберга, «Рай: Любовь» Ульриха Зайдля. 

Претендентки на приз за лучшую женскую роль: Марион Котийяр, Эммануэль Рива, Николь Кидман. За лучшую мужскую: Жан-Луи Трентиньян, Денни Лаван, Мадс Миккельсен. 

Награды за лучшую режиссуру достойны Мунджиу или Ханеке — конечно, в том случае, если ничего другого им не достанется. По нескольку призов «в одни руки» в Канне с некоторых пор не выдают. 

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...