Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Российский моряк умер в трудовом рабстве

Следственный комитет возбудил дело о таинственной гибели на иностранном сухогрузе 63-летнего Владимира Краевого. Кроме него пропали без вести еще несколько моряков
0
Российский моряк умер в трудовом рабстве
Фото: ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Использование рабского труда, повлекшее смерть» по факту гибели на сухогрузе SS Ross моряка Владимира Краевого. Корабль формально принадлежит иностранной компании Damelo group, но ее фактическими владельцами являются российские бизнесмены. В профсоюзе моряков утверждают, что за этой компанией уже давно тянется дурная слава: на ее судах при таинственных обстоятельствах гибнут и пропадают без вести моряки.

Поводом для уголовного дела стали многочисленные обращения в Следственный комитет моряков, работавших на сухогрузе SS Ross (порт приписки — Фунафути, флаг — Тувалу — крошечный остров в Полинезии). Они рассказали о том, как их держали на сухогрузе в положении рабов, а также о таинственной гибели своего 63-летнего коллеги Владимира Краевого. Он работал на судне токарем с 17 июня 2011 года.

После проверки Дальневосточное следственное управление на транспорте возбудило по факту смерти моряка уголовное дело по редкой ст. УК 127.2 «Использование рабского труда, повлекшее смерть потерпевшего».

— В начале августа Краевой получил на судне травмы, однако медицинскую помощь ему никто не оказал, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства. — Вместо того чтобы списать больного на берег, его заставили нести вахту. 8 августа он скончался на борту судна.

«Известиям» удалось пообщаться с одним из бывших моряков SS Ross. Житель Новороссийска Сергей Светоносов, который работал на судне вторым помощником капитана, утверждает, что жизнь на сухогрузе напоминала ад.

— Зарплату морякам не платили, экипаж постоянно испытывал перебои с продуктами и водой. Я 20 лет ходил в море, но теперь даже боюсь близко подходить к кораблям, — рассказывает «Известиям» Светоносов.

По его данным, реальными хозяевами SS Ross были россияне.   

— Я заключал контракт с владивостокской компанией Sea Service Shipping LTD, подпись под контрактом ставил ее директор Клоков, он же вел все дела от имени судовладельца, — вспоминает Светоносов.

Он рассказал, что после смерти Краевого моряки стали роптать на условия жизни и труда, а в декабре 2011 года в индийском порту Кандла экипаж обратился за помощью к инспекторам ITF (международная транспортная организация). Cудно было задержано.

— У нас истекал срок контракта, мы требовали списания на берег и зарплаты, однако нас насильно оставили на судне. Через пять дней корабль снялся с якоря и направился в индонезийский порт Поданг, — вспоминает Светоносов.

Дальнейшая история напоминает детектив. По словам Светоносова, капитан Илья Бузин избил его за то, что он посмел жаловаться, и запер моряка в каюте. 4 января 2012 года Светоносову и старпому удалось сбежать в Поданге. Они написали заявление в полицию и попытались связаться с консулом России в Джакарте Сергеем Карягиным.

Прилетевшие в срочном порядке из Владивостока представители компании Sea Service Shipping LTD господа Клоков и Бобров вывезли моряков на самолете в Куала-Лумпур (Малайзия). К счастью, в аэропорту Куала-Лумпура россиянам удалось сбежать от своих провожатых и укрыться в стенах посольства России.

— Мне очень повезло, что тогда я остался жив, — говорит Светоносов. — После прилета в Россию я написал заявление в прокуратуру, однако мне пришел ответ, что судно ходит под иностранным флагом и на него российские законы не распространяются.

Свидетель инцидента — 52-летний механик Константин Удилов погиб при таинственных обстоятельствах на борту SS Ross 17 января 2012 года. Жена Удилова считает, что ее мужа убили.

— Костя никогда не болел, но в компании Sea Service Shipping LTD мне заявили, что он умер от гипертонического криза, и стали меня просить, чтобы я согласилась на кремацию тела в Сингапуре, — рассказывает «Известиям» Ольга Удилова. — Я отказалась, а когда мужа привезли, я его не узнала — он был весь в синяках. Такое впечатление, что его пытали перед смертью.

По словам инспектора ITF в Новороссийске Ольги Ананьиной, такие же порядки царят и на другом судне компании — SS VELES (флаг — Тувалу, порт приписки — Фунафути). Контракты с моряками также заключает Клоков.

— Условия на судне ужасные: моряки говорят, что на борту были регулярные перебои с водой и едой, вместо фруктов стоял таз с гнилыми бананами. Кроме того, им также не платили зарплату и не выдали рабочую одежду и обувь, — рассказывает «Известиям» инспектор Ананьина.

Летом 2011 года моряки с SS VELES также взбунтовались и обратились в профсоюз Кандла (Индия), где судно арестовали. Клоков потребовал от моряков выплаты неустойки в $50 тыс. за простой судна. 14 сентября 2011 года один из недовольных моряков — Эдуард Бордаченко пропал без вести в Индийском океане.

— Эдуард звонил мне, жаловался на невыносимые условия и говорил, что хочет списаться на берег, но его не выпускают с судна и угрожают, — рассказывает «Известиям» его сестра Ирина. — У него осталось четверо детей. Я обратилась с заявлениями в прокуратуру и транспортную полицию, но ответа так и не последовало. 

«Известиям» удалось дозвониться до компании Sea Service Shipping LTD. Секретарь сообщила, что господин Клоков сейчас находится за границей, и переключила звонок на финансового директора Боброва. Однако он, узнав о сути вопроса, передал трубку своей подчиненной, которая якобы курирует это направление. По словам менеджера, их фирма не имеет отношения к судам SS VELES и SS Ross.

— Мы выступали только в роли оператора судна — находили для него грузы и не нанимали моряков, — заявила «Известиям» представительница компании. — Клоков у нас не работает, и я даже не знаю, кто это такой. А моряки, которые умерли или жалуются, по нашим данным, пьяницы и плохие работники.

В Российском профсоюзе моряков считают, что гибель людей на SS VELES и SS Ross не должна остаться безнаказанной.

— Все что творится на бортах этих судов — чистый криминал. Правоохранительные органы должны выяснить, что за люди стоят за фирмой, которая нанимает моряков, — говорит зампредседателя РПСМ Игорь Ковальчук.

Он считает, что морякам необходимо более тщательно проверять информацию о потенциальных работодателях.

Комментарии
Прямой эфир