Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Высокопоставленных таможенников просят заключить под стражу по делу о взятках
Экономика
Экономист Беляев спрогнозировал изменения после введения в России цифрового рубля
Мир
Минобороны указало на циничность заявлений о поставках Киеву снарядов с обедненным ураном
Недвижимость
Россияне стали чаще покупать кладовки в новостройках
Общество
Сибирская язва у пациентов в Подмосковье не подтвердилась
Общество
Федор Конюхов вылетел на воздушном шаре ставить мировой рекорд
Мир
Медведев указал на полную зависимость Киева от военной поддержки извне

Политика
Медведев допустил продвижение ВС РФ до Киева и Львова
Армия
Шойгу наградил орденами Мужества отразивших атаку дронов в Крыму военных
Общество
Стала известна личность задержанного в Петербурге высокопоставленного таможенника
Политика
Путин обсудил с Совбезом развитие электронной промышленности
Политика
В МИД России указали на нагнетание Кишиневом антироссийской истерии
Экономика
Собянин указал на пользу запуска БКЛ для экономики Москвы

Дорожная карта для президента

Общественный деятель Ирина Хакамада — о том, что не должен делать новый глава государства
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Недавно перемещалась по федеральной трассе из Челябинска в Екатеринбург. Исходные данные: 200 км, приличный внедорожник, расчетное время: три часа. Почему так долго, спросила я, в Европе по трассе — полтора часа. «Дорога вся разбита, зима была плохая, жесткая. Хотя она всегда плохая... Вы же сами всё знаете», — по привычке устало ответил водитель. Несмотря на небольшую скорость, меня периодически трясло, словно в самолете, попавшем в турбулентность. Капризничать бесполезно, знала, где живу, поэтому решила переключиться и смотреть в окно, любоваться уральской природой. Не тут-то было. Грязь, пыль, ни одной бензоколонки или кафе по дороге. Когда терпение кончилось, я решила отдохнуть минут 10 в лесу. Благо солнце, тепло. Нельзя, предупредили меня, там энцефалитные клещи. Экология плохая, поэтому клещи сплошь ядовитые.

Я, конечно, не Гоголь, но невольно сравнила Россию — нет, не с тройкой лошадей, а с навороченным джипом, подпрыгивающим на ухабах выстроенной дороги, а точнее, не выстроенной, а кое-как проложенной, без любви и добросовестности. Так, лишь бы проехать, а потом ... Там и решим, с Божьей помощью и чиновников. Причем нас не остановить. Негде. А чуть дальше — ядовитые враги расплодились, что справа, что слева. 

Шутки шутками, но В. Путин реально вступает в полномочия президента России в турбулентное время для страны и всего мира. На глазах мир меняется, но никто не понимает, в какую сторону. Россию, несмотря на относительно стабильный нефтяной дождь, тоже потряхивает, причем власть явно не понимает природу этой нервозности. А тут еще и наши бесконечные «дураки и дороги». Все наложилось, так что будущему президенту не позавидуешь. Это я абсолютно искренне замечаю. Выход только один: наметить дорожную карту, дабы все ухабы обойти, джипу (то есть России) не разбиться и приехать в пункт назначения — светлое будущее.

В России президент, согласно традиции и Конституции, в моем примере — водитель джипа и даже больше того. От него зависят и дороги, по которым он везет Россию, а точнее, путь, по которому страна идет к своему будущему. И это ошибка. Управлять огромной страной в ручном режиме, приспосабливая путь к интересам тех или иных властных групп, а) невозможно, б) не исторично, то есть не ведет никуда, но успешно разгоняет хаос и разруху, прежде всего в головах, в) наносит огромный вред самому водителю, он просто устает и делает всё больше ошибок. В турбулентное время надо чувствовать органичный для страны тренд будущего и выстраивать соответственно институты настоящего. Президенту страны не надо работать дежурным по стране. Президенту надо стимулировать создание институтов, работающих  без президента в режиме взаимного контроля и саморегулирования. А для этого достаточно не делать того, что началось в конце 1990-х и достигло апогея сейчас: бюрократию высшие политические лица наделили политическими и предпринимательскими функциями. Выход только один: всех отделить. Бюрократию от политического класса. Бизнес от бюрократии. Политиков от бизнеса. Церковь от политики. В смысле функций. И выращивать политический класс, то есть новую генерацию носителей политических ценностей. Каких? Тех, которые органичны по преимуществу для христианской культуры и истории, с учетом основного потока эмиграции деятельных людей и капитала. Понятно, чтобы всех вернуть, надо, как там, а может, лучше и с учетом той самой национальной культуры. Не убегают наши люди и деньги в Китай, Казахстан, Японию, Монголию, Среднюю Азию. Уходят люди в Европу и Америку. Дороги там широкие и уютные во всех смыслах и несмотря на все проблемы. Да и христиане они по преимуществу, причем умеющие жить в мире со всеми другими религиями и народами в модели гражданского общества. Даже председатель Счетной палаты С. Степашин сравнил количество людей, покинувших страну за последние 10 лет, с исходом после 1917 года.

И последнее: почему такая нервозность воцарилась в обществе? Мы так старательно копировали западную модель потребления. Люди, те, которые стали лучше жить, вместо благодарности вдруг в ответ стали выходить на «болотные» площади. Для меня ответ ясен. Мы частично скопировали рынок, но отказались от институтов, заменив их бездушными суррогатами. Отсутствие институтов поставило человека в зависимость от зарвавшегося бюрократа — «хозяина» страны. А это опасно для жизни и сильно унижает. Протест начал носить не материальный, а гражданский характер. Бюрократия по своей сущности носит сервисный характер и не в состоянии защищать человека, она способна это делать, только находясь на службе у политического класса. Только институты политического класса, продвигая не карьерных лояльных демагогов, а самых лучших ответственных граждан, способны в конкуренции удерживать интересы населения в поле своего зрения. 

Так что же должен делать президент? Его историческая функция — создать институты развития личности и государства.  А чего не должен? Уповать на материальное поощрение общества. Уже не поможет. Вот такая у нас дорога, а точнее, Путь. 

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир