Как в Тбилиси Копеляна полюбили


«Неуловимые мстители», «Николай Бауман», «Интервенция», «Опасные гастроли», «Даурия», «Вечный зов», «Соломенная шляпка» — в этих и многих других фильмах, которые до сих пор не сходят с наших телеэкранов и уже считаются классикой, снялся Ефим Копелян. Всю жизнь Копелян работал в Большом драматическом театре (тогда — имени М. Горького) в Ленинграде — с 1931 года до ухода из жизни в 1975-м.
К 100-летию со дня рождения одного из своих самых любимых актеров БДТ им. Г.А. Товстоногова готовился заранее. Выпустили роскошную книгу-альбом «Сто отражений великого артиста». Открыли несколько фотовыставок. Утром память актера почтили в некрополе «Литераторские мостки», где он похоронен. Устроили вечер в Доме актера на Невском проспекте.
Невский напоминал времена, когда ленинградцы стремились попасть на спектакли Товстоногова в БДТ — переполненный актерский дом не смог вместить всех желающих (театр находится сейчас на капитальном ремонте). «Я видела все роли Копеляна в БДТ — по нескольку раз! Как же я не попаду на вечер памяти моего любимого артиста?» — сокрушалась театралка с большим стажем.
На вечер пришли актеры БДТ Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Валерий Дегтярь, Екатерина Толубеева. И бывшие товстоноговцы — Владимир Татосов, Иван Краско, Владимир Рецептер. И Натела Товстоногова (сестра Георгия Товстоногова и вдова Евгения Лебедева), Людмила Шувалова (режиссер БДТ, вдова Владислава Стржельчика), и «театральный гуру», режиссер Александр Белинский. Когда появилась вдова Ефима Копеляна Людмила Макарова (недавно актриса БДТ отметила 90-летний юбилей), фотографы плотно окружили легендарную «Хануму», и вспышки буквально ослепили ее. Людмила Иосифовна с присущим ей чувством юмора и очаровательной улыбкой сказала: «По-моему, я Лоллобриджида!».
Александр Белинский вспомнил, как Ефим Копелян называл его «путевым обходчиком»: они жили по соседству, и по утрам Белинский заходил к Копеляну, будил его — «чтобы заряжаться его умом, внутренним покоем и отсутствием суетности».
Своими воспоминаниями поделился Олег Басилашвили.
— Это было в Тбилиси. Очень давно. Так мне рассказывали. БДТ впервые приехал в солнечную Грузию. Товстоногова (он же грузин!) и актеров носили на руках. Сплошной праздник — с вином, цветами. Одно только смущало тбилисских зрителей: один артист был с армянской фамилией «Копелян». И вот однажды после спектакля руководитель Грузинского театрального общества Додо Алексидзе, остроумный человек, взял за руку Ефима Захаровича, вывел на сцену и сказал: «Внимание! — все замерли. Копелян — еврей!» Зал взорвался аплодисментами. На улице устроили пляски. Главное — не армянин, а кто — уже неважно. Так в Тбилиси полюбили Копеляна.