Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Белый цвет вне политики

В Москве в девятый раз вручили премию «Белый квадрат»
0
Белый цвет вне политики
Михаил Кричман. Фото: РИА НОВОСТИ/Сергей Кузнецов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Если есть в войске российской кинематографии отряд отличников, то это — операторы. Каким-то чудом ни один из кризисов их не то чтобы не коснулся, но никаким образом не сказался на качестве профессии. Без труда можно назвать более 10 имен российских операторов разных поколений, к которым применимы самые восторженные эпитеты. (Попробуйте то же самое сделать с режиссерами — и почувствуете разницу.) В стране, которая традиционно слывет логоцентричной, вдруг вырвалась на первый план профессия, связанная исключительно с визуальностью. Почему — неизвестно, но факт остается фактом: операторы — наша гордость. А их профессиональная гильдия, умеющая жестко и последовательно отстаивать интересы своих членов, — предмет зависти всего остального кинематографического сообщества.

Девять лет назад эта гильдия учредила свою премию «Белый квадрат». Одним из инициаторов ее возникновения и продюсером всех прошедших с тех пор церемоний стала Анна Михалкова. Церемонии эти проходили в разных залах, иногда чудовищно неудобных, но всегда собирали аншлаг. На «Белый квадрат» приходят и друзья-режиссеры, и актеры, которые, как известно, предпочитают поддерживать с операторами хорошие отношения, и государственные чиновники, и пресса — одним словом, все, для кого этот праздник давно уже не кажется чужим.

Лауреаты же определяются следующим образом: сначала голосует гильдия, и так возникает шорт-лист из пяти имен. А победителя из них уже выбирает жюри, собранное, как правило, из операторов, режиссеров, критиков и «обремененное» одним обязательством — посмотреть все фильмы на большом экране.

Церемония этого года началась с трагической ноты: зал почтил память председателя жюри этого года Наума Ардашникова, замечательного советского оператора, снимавшего «Время, вперед», «Вся королевская рать», «Твой современник», «Сюжет для небольшого рассказа» и многие другие фильмы, ставшие хрестоматийными. Он умер 31 марта, не успев провести финального голосования по «Белому квадрату». Жюри, в состав которого вошли композитор Эдуард Артемьев, операторы Владимир Башта и Руслан Герасименков, режиссер Тигран Кеосаян, художник-постановщик Алим Матвейчук, кинокритик Петр Шепотинник, выбирали победителя уже без него.

Выбирать, как обычно, пришлось из пяти кандидатов. Ими стали: Александр Ильховский — за «Мишень», Юрий Клименко — за «Самку», Михаил Кричман — за «Елену», Максим Осадчий — за «Два дня» и Алексей Родионов — за «Generation П». На мой взгляд, в этом списке явно не хватало: из арт-ниши — Николая Вавилова, снявшего «Охотника» Бакурадзе, а из разряда «большого кино» — Игоря Гринякина, сумевшего достичь в «Высоцком» удивительного сочетания советского ретро и голливудского размаха. Но гильдии, наверное, виднее.

Победителем был назван Михаил Кричман, который, принимая приз, прочел хокку и поблагодарил режиссера, художников, колориста фильма, без которых эта его профессиональная победа не состоялась бы.

Наградили также Юрия Клименко. Но не за «Самку» — ему вручили почетный приз за вклад в операторское искусство. Сам Юрий Викторович на церемонии не присутствовал, поскольку находился в этот момент на съемочной площадке Алексея Учителя — вместе они снимают фильм по «Восьмерке» Захара Прилепина. Но он записал видеообращение к коллегам и гостям церемонии, в котором, помимо благодарностей, было и несколько очень точных наблюдений по поводу профессии.

А третьим награжденным в этот вечер стал режиссер Сергей Соловьев. Он получил специальный приз «Признание операторов». И действительно, по фильмографии Соловьева можно писать историю операторского искусства последних десятилетий. Он работал с Георгием Рербергом, Павлом Лебешевым, Леонидом Калашниковым, Сергеем Астаховым, Юрием Клименко...

«Я не могу сказать, что мы вместе снимали картины. Мы вместе прожили жизнь, и прожили ее в придурочном счастье», — заявил Соловьев. А в это время по сцене расхаживала босая девушка в белой мужской рубашке — точно так была одета Татьяна Друбич в финальной сцене «Ассы». И это — лишь одна из многочисленных придумок неизменного режиссера-постановщика церемонии Алексея Аграновича. Который, впрочем, признался, что на девятом «Белом квадрате» ощутил настоящий творческий кризис. К 10-й церемонии, которая пройдет через год, он его, должно быть, преодолеет. 

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...