Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Базы сомалийских пиратов попробуют уничтожить с воздуха

С этой целью в Аденский залив направляется франко-британская авианосная группа
0
Базы сомалийских пиратов попробуют уничтожить с воздуха
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Великобритания и Франция планируют в августе этого года нанести удар по береговой инфраструктуре сомалийских пиратов. В настоящее время завершается создание ударной военно-морской группы, сообщает ВВС. В нее войдут французский атомный авианосец «Шарль де Голль», британские авианосец «Илластриес» и десантный вертолетоносец «Булварк», а также суда сопровождения.

Мандат на операцию был выдан Евросоюзом в марте этого года. Главная задача — уничтожить пиратские скоростные катера в портах на юге Сомали, а также склады с горючим и другую инфраструктуру. Высадка войск на берег не планируется. Август выбран потому, что на конец лета, после окончания жары, традиционно приходится всплеск пиратских набегов.

Но причина активности европейских ВМФ остается до конца не ясной, учитывая, что уничтожение прибрежной инфраструктуры не искоренит морской разбой. Более того — не факт даже, что удастся найти те самые базы.

— По кому они там собираются наносить удары? — недоумевает главный редактор журнала «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. — Можно подумать, что там стоят пиратские крепости, укрепленные морские базы! Ничего такого нет, это обычные рыбацкие деревушки, и в них, может быть, особняки особо удачливых бандитов. Сомали — дикий берег. Пираты, вооруженные автоматами и гранатометами, перемещаются на легких лодках. Военные смогут разогнать отдельные группы, но на их место придут новые.

Чтобы победить разбой, прежде всего надо вывести из хаоса Сомали, считают эксперты.

— Военные действия могут быть лишь одной из составляющих комплексного подхода к решению сомалийской проблемы, и об этом говорилось и в ЕС, и в России, и в США, — полагает глава Центра изучения стран Северной Африки и Африканского рога Института Африки РАН Александр Ткаченко.

— Простая прибрежная операция не имеет перспектив, надо восстанавливать централизованную власть в Сомали, — говорит директор Института военного и политического анализа Александр Шаравин. — Если уничтожить несколько группировок, на их место придут новые.

По мнению Войтенко, ответ на вопрос, надо ли вообще бороться с пиратами, зависит от того, какие цели преследуют военные.

— Нужно защитить судно от нападений, тогда и пиратов не будет, — говорит эксперт. — А для этого достаточно вооруженной охраны на судах.

По словам Войтенко, с весны 2011 года судовладельцы сами начали нанимать вооруженную охрану. В результате с той поры было захвачено всего пять судов, а за тот же период 2010–2011 годов в руки пиратов попали 25 судов.

— Давным-давно можно было бы снабдить все суда, следующие через опасные воды, вооруженной охраной, 4–5 человек на судно, — уверен Войтенко, это обошлось бы максимум в $500 млн в год, если на судах будут бойцы из армий государств, заинтересованных в безопасном судоходстве.

Между тем, по подсчетам Войтенко, уже сейчас на вооруженную частную охрану судовладельцы тратят порядка $1 млрд в год. Присутствие в районе Аденского залива военных кораблей из разных стран мира (США, ЕС, Китая, России, Японии, Индии и других) обходится еще примерно в $1 млрд ежегодно. Не менее $300 млн в год судовладельцы тратят на страхование военных рисков.

Правда, намеченная на август операция может позволить сэкономить судовладельцам некоторые средства.

— Нанять частную охрану на судно — это десятки и сотни тысяч долларов, в зависимости от условий контракта, — поясняет военный эксперт Дмитрий Литовкин. — А военные моряки делают это за счет бюджетов своих государств.

Намеченная британско-французская операция в очередной раз продемонстрирует ударную силу флотов, собравшихся в Аденском заливе. Но вряд ли такая тактика подходит для борьбы с партизанскими соединениями, какими, по сути, являются сомалийские пираты.

Комментарии
Прямой эфир