Мэрия подсчитает расходы туристов
Столичные власти готовы потратить более 5 млн рублей на годовой мониторинг туристического рынка в Москве. С его помощью комитет по туризму города надеется выяснить, сколько денег и на что именно приезжие тратят в столице и какая сумма налогов с ними приходит в бюджет. Об этом рассказал «Известиям» зампредседателя ведомства Георгий Мохов.
Исследование должно быть закончено до декабря этого года. Госзаказ на его проведение уже опубликован, его максимальная сумма — 5,5 млн рублей. Результаты мониторинга, как полагают чиновники, помогут лучше использовать туристский потенциал Москвы. «Исходя из динамики, будет, в частности, видна потребность города в местах размещения — к примеру, гостиницах и хостелах», — пояснил Георгий Мохов.
Эксперты поделились уже имеющимися примерными подсчетами. «В среднем туристы, приезжающие в Москву, тратят около 40% на транспорт, в районе 30% — на размещение, еще порядка 12% — на питание, 10% — на покупки и оставшиеся 8% — на экскурсии, — заявил вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. — Нужно снижать долю расходов на размещение, тогда больше денег будет тратиться на культурную программу».
Специалисты в сфере въездного туризма рассказали, куда, как правило, ходят гости столицы. «Около 90% иностранцев приезжают в Москву в составе тура по нескольким городам России, — рассказала гендиректор компании «Тари Тур» Марина Левченко. — В столице, как правило, остаются на три дня. В программе просмотра обычно Кремль, прогулка по городу, экскурсия по ночной Москве, поход в цирк или театр, поездка в Сергиев Посад». По ее словам, уже с имеющимися гостиничными местами город мог бы принимать как минимум 6 млн туристов в год. Отметим, что в 2011 году число иностранцев, прибывших в российскую столицу, составило 4,5 млн человек. Для сравнения, в Париж ежегодно приезжает около 14 млн туристов.
Представители турбизнеса полагают, что сейчас потенциал Москвы используется не более чем на 20%.
— Туристы ездят в основном по самым «раскрученным» местам, среди которых Красная площадь, Арбат, Третьяковская галерея, — рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. — Лишь на 3% используется советское наследие в городе, а ведь следы СССР интересны очень многим туристам, в том числе из Европы и Азии. Это экскурсии по номенклатурным зданиям, сталинским высоткам. Недостаточно популярны также объекты, связанные с ракетостроением и покорением космоса.
Как уже писали «Известия», комитет по туризму также занялся подготовкой стратегии продвижения Москвы как города, благоприятного для туризма. За 5 млн рублей власти намерены визуализировать туристский бренд российской столицы. Он будет включать в себя оригинальный логотип, «фоновый и визуальный ряд, шрифтовые и цветовые решения», слоган на русском и английском языках, а также видеоролики.
Столичные власти также расширяют ассортимент сувениров с символикой Москвы, пытаясь уйти от традиционных матрешек и валенок. На фестивалях и других туристических мероприятиях теперь будут распространять также «инновационные» подарки, в том числе флешки и коврики для мышки с видами Москвы.
Напомним, что в январе этого года стартовала реализация госпрограммы «Развитие индустрии отдыха и туризма» на 2012–2016 годы, на которую будет потрачено более 125 млрд рублей. Согласно документу, за четыре года число туристов, посещающих Москву, должно вырасти в 1,7 раза.