Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Магазины Leroy Merlin в России будут переданы локальному менеджменту
Авто
Volkswagen остановит выпуск седанов Passat
Общество
Синоптик объяснил быстрое таяние снега в Москве
Общество
Рэпер Гуф отменил весенний тур по России
Мир
Херш заявил, что Байден отдал приказ на подрыв СП как наказание Шольцу
Мир
Адвокат описал возможные сценарии после побега Артема Усса
Общество
Возбуждено еще одно уголовное дело в отношении таможенников Санкт-Петербурга
Интернет и технологии
Студия Capcom выпустила ремейк Resident Evil 4
Мир
Саакашвили обвинил «российских агентов» в причастности к его отравлению
Экономика
Инвестиционный консультант оценил проблемы в банковском секторе Европы
Армия
Рогов рассказал о планах ВСУ перейти в наступление в Запорожской области
Происшествия
Теплоход «Агитатор» затонул в Москве-реке
Общество
В Москве и области объявили штормовое предупреждение из-за риска половодья

Президентские выборы-2012 как явление политической самоидентификации нации

Ирина Хакамада — о том, что теперь должны делать власть и оппозиция
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Легитимность власти: признание власти населением, принятие власти как правомерной и справедливой, наличие у власти авторитета в глазах населения (интернет, политология).

Впервые легитимность результатов президентских выборов, несмотря на их предсказуемость, встала во весь рост. Причем не только для экспертного и политического бомонда, но и вполне для нации в целом. Политологический термин вошел в обиход и сформировал нерв президентской кампании в прямом смысле слова. И оппозиция всех мастей, и власть, и ее фаворит — все занервничали. Нарисовалась странная картина выборов, с двойным дном.

Все кандидаты, участвующие в дебатах, довели градус социально-экономического популизма до точки кипения, пытаясь понравиться народу. А в это время озабоченное население, наблюдая за жаркими баталиями, гадало, Путин победит в один тур или будет второй. Улично-митинговое настроение «за честные выборы» нашло выход в институтах наблюдателей и обсуждении нового выборного законодательства. Кремль пошел в атаку: протянул руку навстречу политическим реформам и внесистемной оппозиции и одновременно раскрутил угрозу переворота, финансируемого из-за рубежа. Нервная история нарисовалась, особенно после речи премьера на встрече в Лужниках.

А эксперты все о том же: легитимны выборы или нет. Вокруг Навального, героя будущей революции, случились слухи один нервнее другого: от раздачи палаток для бессрочного митинга до принесения его (Навального) в жертву Березовским, чтобы свалить все на власть и вывести людей на улицу. А тут еще Акунин бросил жару в печь, заявив, что акция на Садовом кольце — последняя мирная. В общем, на выборы, как в «последний бой, он трудный самый». Фактически развернулась битва за легитимность президента, т.е. за легитимность существующей политической системы. Мнения разделились. Власть: реальная легитимность возникает при победе Путина в один тур; конструктивная оппозиция: победа во втором туре расширит легитимность Путина в противостоянии с тем же Зюгановым или Прохоровым; радикальная оппозиция: Путин нелегитимен по определению.

И вот он, результат, В. Путин победил в первом туре. Даже списав на нарушения и применение административного ресурса, результат вполне легитимный. Выборы были нечестными, а победа Путина легитимная.

Другое дело: пресловутой легитимности, достигнутой за 12 лет, президенту хватает, чтобы начать диалог с протестным электоратом, но не хватает, чтобы сохранить взращенный режим декоративной демократии. Пришло время менять политический режим.

Результат Прохорова — вызов городского среднего класса властвующей бюрократии. Сама власть запустила механизм раскручивания раздражения правящей элитой, и погасить новое настроение телевизором не удастся.

Все кандидаты — лидеры парламентских партий не удержали голоса протестующих, полученные в ходе парламентских выборов, и стали невольными, а может вольными  ассистентами в победе Путина. Я думаю, что подобный сценарий больше не имеет исторической перспективы. Для власти — это победа нетрудная, хотя и нервная. Ясно, что реальной конкуренции в политике давно уже нет. Именно поэтому люди активизировались в уличном протесте. Нация просыпается и начинает осознавать себя субъектом  политического действия, а не объектом политического манипулирования. Зачем так нервничать. Процесс вполне прогнозируемый. Общество всегда развивается быстрее, чем власть. Надо просто быстрее реагировать и тоже меняться.

Акции протеста будут продолжаться, постепенно стихая по мере того, как уличная энергия станет конвертироваться в участие в выборах новых политических партий и политических блоков. Последнее особенно важно в борьбе против подставных партий-киллеров. Запуск добросовестной, справедливой политической конкуренции создаст институт диалога.

Вывод — пройден первый этап: чтобы договориться, гражданскому обществу и власти необходимо было размежеваться. Наступает следующий: оппозиция и власть обязаны сформировать повестку политической реформы страны. Каждая свою. Без нагнетания образа врага и агрессии. И работать, терпеливо и последовательно формируя институты зрелой демократии.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир