Нынешний партийный рынок, тихий, вполне себе цивилизованный, превратится в настоящий арабский базар
- Мнения
- Политика
- Нынешний партийный рынок, тихий, вполне себе цивилизованный, превратится в настоящий арабский базар
Вскоре будут приняты поправки к закону о партиях. Пересказывать содержание законопроекта смысла нет — все, кому это интересно, уже в курсе. Если перед вторым чтением верховная власть не пересмотрит свое решение о «либерализации» партийной системы, то с 1 января следующего года у нас начнется партийный baby boom. Желающие стать очередными «отцами русской демократии» уже выстраиваются в очереди.
По этому поводу у публики возникло множество забавных иллюзий. Я решил описать, как всё будет на самом деле.
Первое. Понятно, что от появления новых партий пострадают старые. Другое дело, что пострадают они по-разному. И кто-то, возможно, не только потеряет, но и приобретет. Да, понятно, что «Патриоты России» и «Правое дело», и без того малозаметные, просто растворятся в воздухе. Хотя их вряд ли станут официально ликвидировать. Мало ли когда и для чего они пригодятся? «Яблоку» придется поделиться избирателями с новыми либеральными партиями, «Справедливой России» — с новыми левыми. Если появятся «русские» партии, то голосов недосчитается и ЛДПР. Что касается КПРФ, то она явно растеряет те немалые бонусы, которые получала на последних выборах от самых разных оппозиционеров и протестников, не имевших «своих» партий (теперь-то они у них будут). Но есть здесь и другая сторона. Сейчас «Справедливая Россия» и ЛДПР, как правило, преодолевают барьер. А кто поручится, что они так же будут его преодолевать, когда им в затылок выстроятся конкуренты? За КПРФ же боятся нечего, она почти всегда набирает с хорошим запасом. Это я к тому, что возможны ситуации, при которых новые партии не только сами не одолеют барьер, но и утянут вниз «эсеров» и/или жириновцев. Это называется «растащить электорат». А коммунисты же все равно пройдут. И получат при раздаче больше мандатов благодаря уменьшению числа победителей. Сказанное в полной мере касается и «Единой России». Вывод: от увеличения общего количества партий может уменьшиться количество партий, способных преодолевать и преодолевающих барьер, от чего выиграют наиболее сильные партии.
Второе. Либералы никогда не договорятся об объединении в одну партию (иначе б они уже давно все вступили в «Яблоко»). Слишком разные люди в этой тусовке и, главное, слишком амбициозны вожди. Ровно такая же ситуация у левых. И у националистов. И у патриотов-государственников. Поэтому на каждом фланге запустят по 3–4 партийных проекта. Это не считая всяких «зеленых», «пиратских» и т.п. партий. Зарегистрируются, разумеется, не все. Но на выходе по любому получится «цветущая сложность». Свою лепту здесь внесет Кремль, который был и остается самым лучшим партстроителем. Это не говоря о том, что к нему, как и в прежние годы, все будут регулярно обращаться с разными просьбами, предложениями и доносами на конкурентов. Многое можно получить или решить только там и более нигде. Так было, так есть и иначе никак. Вывод: ожидавших бурного расцвета «независимой» многопартийности ждет жестокое разочарование. У нас появится много мелких партий различной ориентации, готовых сотрудничать с Кремлем «по широкому кругу вопросов» или вообще созданных при его прямом участии.
Третье. Партии нужно иметь хозяина, который будет ее содержать на собственные деньги. Либо ей необходимы постоянные спонсоры. Либо она должна зарабатывать. По первым двум вариантам, полагаю, всё ясно. Как зарабатывать? (Тем более что зачастую спонсоры дают недостаточно, а хозяин хочет самоокупаемости или даже прибыли.) Крупная партия продает места в своих кандидатских списках, руководящие посты в региональных отделениях и фракциях, а также лоббистские услуги своих лидеров и депутатов. Мелкая тоже может продавать места и посты. Или даже всю себя целиком (не шучу, прецеденты купли-продажи целых партий в России и на Украине в 1990–2000-х годах хорошо известны специалистам). Но надо, чтобы еще нашлись покупатели. Приходится искать, буквально оферты рассылать. Всякий, кто знаком с рыночным механизмом, понимает, что увеличение предложения неизбежно влечет снижение цен, демпинг. Если сейчас на политическом рынке только семь продавцов, а завтра станет, скажем, 17, то цены обязаны рухнуть. Конечно, спрос тоже подрастет — на волне всеобщей политизации. Но всё равно предложения будет слишком много. Вывод: нынешний партийный рынок, тихий, вполне себе цивилизованный, превратится в настоящий арабский базар, на котором покупателей хватают за руки, чуть ли не силой втаскивают в лавки, а цены в процессе торга опускают минимум вполовину. И сплошь дурят, как водится. Развлечение на любителя.
И четвертое. Трижды наивен тот, кто надеется, что партийное многообразие оценит народ (он же общество и электорат). Сейчас публичный авторитет партий крайне низок. Но грядущая вакханалия его нипочем не поднимет. В 1990-е годы, как многие помнят, политические объединения создавалась почти свободно. Их деятельность регулировалась минимально. В итоге на думских выборах 1995 года избирателям выдавали на участках бюллетени, в которых было 43 пункта (и еще 44-й — «против всех»). Вот она, демократия! Однако люди почему-то плевались и говорили, что это бардак и позор. Вывод: они опять это скажут, не сомневайтесь.
И через пару-тройку лет мы неизбежно придем к необходимости оптимизации партийной системы.