«Я не собираюсь играть графа Резанова до посинения»
5 февраля Виктору Ракову исполнится 50. Дата вроде круглая, но какая-то мутная: подводить итоги рано, оценивать прожитое и сыгранное глупо, ностальгировать по прошлому — тоже вроде время еще не пришло. Но в интервью обозревателю «Недели» актер нашел слова и про первое, и про второе, и про третье.
— Виктор, у вас всегда такой напряженный ритм жизни или только накануне дня рождения?
— Что касается репетиций по утрам, записей, спектаклей, то это, в общем, нормальный режим существования.
— Вы говорили, что главным своим недостатком считаете леность, но на лентяя вы не слишком похожи.
— Я бы больше ленился, если бы занимался чем-то другим, а лень и актерская профессия просто не совместимы.
— К своему юбилею вы подходите на пике профессиональной карьеры: один из ведущих актеров «Ленкома», исполнитель главной роли в спектакле «Юнона и Авось». Наверное, это большая ответственность играть графа Резанова после Николая Караченцова?
— Всю ответственность взял на себя Дима Певцов, потому что он стал первым Резановым после Николая Петровича, а я из спектакля ушел и года полтора вообще в нем не участвовал. Потом у Димы случилась бытовая травма, и Марк Захаров попросил меня сыграть Резанова. Я с изрядной долей безответственности подошел к этой работе. Но до посинения играть эту роль не собираюсь: молодым надо уступать дорогу. Знаете, как в спорте, надо вовремя уйти.
— Вы много снимаетесь, за год около десяти фильмов с вашим участием выходит.
— Арифметика тут не слишком уместна. Одно дело, когда фильмы выходят на экран, и другое — если они находятся непонятно где. Как это было с фильмом Юрия Кары «Мастер и Маргарита», пролежавшим «на полке» больше десятка лет. Вот и сейчас я жду, когда выйдут три новых телепроекта — они сняты, но их никто не видел, и когда будет эфир, неизвестно.
— У Юрия Кары вы сыграли роль Мастера. С каким чувством вы смотрели эту ленту спустя столько лет?
— Меня интересовало одно: будет мне стыдно или нет за то, что я там делал. Мне было не стыдно.
— Вы только что снялись в картине «Последнее восстание Спартака» Василия Пичулы, до этого снимались у него же в «Фарфоровой свадьбе».
— Вот ее тоже пока никто не видел. Приглашение на «Фарфоровую свадьбу» было третьим по счету. В предыдущих двух Васиных фильмах я не участвовал из-за занятости, и когда я прочитал сценарий, пообщался с Васей, то понял: если опять откажусь, мы вообще никогда не поработаем вместе. И я согласился. Получилась, по-моему, симпатичная ироничная мелодрама.
— Вы играли и в исторических лентах, мелодрамах, комедиях («Барханов и телохранители»). В каком материале чувствуете себя наиболее комфортно?
— Мне нравится любой материал, кроме откровенной чернухи, не уважаю я всех этих ментов, убийства и изнасилования. Хочется играть про любовь, про человеческие отношения. С удовольствием снялся бы в какой-нибудь сказке, в историческом фильме.
— Вы официально являетесь голосом телеканала «ТВ Центр", и ваш баритон каждый день звучит в эфире. Но зрители об этом даже не догадываются.
— Такова специфика жанра. Я довольно часто озвучиваю еще и документальные фильмы, и зрители тоже об этом не знают. Я люблю этим заниматься — хороший тренинг, кроме того узнаешь массу интересных вещей. Ведь в «нормальной» жизни я телевизор практически не включаю — смотрю лишь новости.
— Наступил год Дракона. Что вы бы пожелали всем нам?
— Я бы пожелал, чтобы в марте все мы сделали правильный выбор. Потому что жить в обществе и быть свободным от него невозможно.
— Где-то я уже слышала эту крылатую фразу.
— А она вряд ли устареет в ближайшее время. Однажды к нам в гримерку зашел Марк Анатольевич Захаров и спросил: «Вы знаете, что происходит сейчас в Китае?» А мы и не в курсе. Только позже я понял, что он имел в виду: существует прямая связь между твоей гражданской позицией и ролями. Если ты не имеешь своего взгляда на социальную, политическую, экономическую ситуацию, не можешь поддержать разговор на любую тему, то ты ничего и не расскажешь со сцены и с экрана. А вот если ты мыслящая единица со своим мнением по любому поводу — сможешь отстоять его в любой роли.