Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Только 30% населения довольно медпомощью

За пять лет эта цифра должна вырасти в два раза
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В конце прошлого года президент РФ подписал Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан, который должен стать фундаментом дальнейшего развития отечественной системы здравоохранения. Обозреватель «Известий» Инна Зубарева расспросила президента Национальной медицинской палаты, директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессора Леонида Рошаля о том, какие изменения произойдут в российской медицине в связи с вступлением в силу нового закона.

Только 30% населения довольно медпомощьюЕще на стадии проекта Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» наделал много шума. Пожалуй, главным оппонентом Минздравсоцразвития России в процессе обсуждения закона стал Леонид Рошаль. Обсуждение документа в профессиональном сообществе затянулось, в процесс дискуссии даже пришлось вмешаться премьер-министру Владимиру Путину. Он рекомендовал не торопиться с принятием документа и обсудить его тщательно. Интерес к будущему закону проявили тысячи медиков со всей страны. Было проведено четыре открытых круглых стола с участием представителей власти и медицинского сообщества. Замечания заняли более 400 страниц.

Леонид Михайлович, закон принят. Что изменится в отечественной системе здравоохранения уже в этом году?

Новый закон – это не взрывная мина. Его принятие не означает, что уже завтра все у нас будет хорошо. Хотя в документе заложено достаточно много механизмов, которые должны сработать. Уделено много внимания усилению роли профилактики. Это очень хорошо. Впервые поставлен вопрос о социальной ответственности гражданина за свое здоровье. Не только государство, но и каждый человек должен быть в ответе за свое здоровье. В законе говорится о повышении качества работы медиков, решены вопросы лечения дорогостоящих редких заболеваний, вопросы бесплатной медицинской помощи. Все это очень важные вопросы. После того как глава правительства Владимир Путин высказал мнение, что торопиться с принятием закона нельзя и нужно привлечь к его обсуждению профессиональные организации, нам удалось внести в законопроект 109 существенных поправок. В частности, мы включили в закон нормы о саморегулировании профессиональной деятельности. Это то, что признано во всем мире, и то, что непосредственно влияет на качество медицинских услуг. В странах, где есть саморегулирование медицинской деятельности, 80% населения довольно врачами. У нас только 30% населения довольно медициной. За пять лет мы должны увеличить эту цифру вдвое. Так сказано в программе Общероссийского народного фронта «Здоровая нация». Это по-настоящему народная программа, она вне политики. Ее поддержали медики со всей страны: от Владивостока до Калининграда. И этот документ – задание будущему президенту РФ, правительству, министерству здравоохранения.

Работа над законом об охране здоровья граждан закончилась?

Несмотря на то что за основу закон принят, работа над ним, я думаю, еще не закончена. В самом главном для нас вопросе – вопросе платности и бесплатности медицинской помощи – ясности до сих пор нет.

Мы сказали, что такое «бесплатно». А теперь мы просим Минздравсоцразвития, чтобы в подзаконных актах было точно определено, что такое «платно». Чтобы каждая бабушка понимала, за что она должна платить, а за что не должна.
Недавно я видел проект одного министерского документа «о платности здравоохранения», но он нас совершенно не устраивает. Там опять нет ответа на вопрос: за что конкретно должен платить гражданин. Мы считаем, что платить нужно за дополнительные условия пребывания. Платить должны иностранцы или россияне, которые не имеют страховки. Платить должны люди, которые хотят по собственному желанию пройти дополнительные обследования без направления врача – например, компьютерную томографию, или МРТ, или УЗИ. Но если у них есть направление врача, то медицинское учреждение обязано провести это исследование бесплатно.
Впрочем, для того чтобы российское здравоохранение было бесплатным и соответствовало Конституции РФ, необходимо полное финансирование медицинских учреждений государством. Сегодня, по моим расчетам, медицина недофинансирована на 400–500 млрд рублей. И это ставит медицинские учреждения в положение, когда они вынуждены вводить какие-то дополнительные платные услуги. ОМС не покрывает полностью потребности медиков. Нам надо работать с тарифами. Недопустима разница в подушевом нормативе медицинской помощи в разных регионах страны. Страна у нас одна, и это неправильно, когда граждане в Перми, Якутии или на Дальнем Востоке получают медицинскую помощь разного качества. То же самое с оплатой труда медиков. Нельзя, чтобы врач скорой помощи в Санкт-Петербурге получал 80 тыс. рублей в месяц, а врач скорой помощи в Пскове – 14 тыс. рублей. Я не говорю, что петербургским медикам нужно снизить заработную плату, наоборот, ее нужно повысить в Пскове.
Мы будем внимательно анализировать правоприменение тех законов, которые были приняты без широкого общественного обсуждения. Это законы об ОМС, о лекарственном обеспечении, о введении новых форм бюджетных учреждений: автономных, казенных. Наша работа только начинается. И еще раз я хочу сказать: очень важно, чтобы все решения, которые сегодня принимаются, не были бы кулуарными.

В законе об охране здоровья граждан заложена основа для развития региональных медицинских ассоциаций, перечислены права, которые они могут получить, если будут работать. Это и аттестации, и последипломная подготовка врачей, бесплатная для них, и профессиональные медицинские экспертизы, и третейские суды, и страхование профессиональной ответственности. У нас сегодня много профессиональных медицинских организаций, но они разрознены, не объединены общими идеями. Их объединение – задача ближайших лет. Начинать надо с введения саморегулирования профессиональной деятельности.

Сейчас много говорится о том, что частные клиники должны работать по системе ОМС. Это реально?

Есть частные клиники, которые уже работают по системе ОМС. А почему нет? Тарифы невысокие? А почему мы (государственные центры) должны работать по таким тарифам, а они – нет? Тарифы должны быть одинаковыми для всех. С нашей точки зрения (Национальной медицинской палаты. – «Известия») система должна работать так: например, какая-то операция стоит 20 тыс. рублей в частной клинике, а согласно тарифам ОМС она стоит 5 тыс. рублей. В этом случае больной доплачивает 15 тыс. частному учреждению, а остальные средства идут от государства. Таким образом расширяется число больных, которые могут получить медицинскую помощь за счет государства. Впрочем, я бы не волновался за частное дело. Рынок там еще большой. Но следует помнить: назваться частным врачом – это еще не значит хорошо лечить. По-разному бывает. Где частная клиника, там работает закон о потребителях, но каждый частный доктор должен понимать, что он все равно будет отвечать за последствия своей деятельности.

Платить не нужно

По закону об охране здоровья граждан бесплатно оказывается первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная; скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная; паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях (надлежащий уход, психосоциальная и духовная под­держка, облегчающие жизнь тяжелобольного пациента и членов его семьи). В частности, люди не должны платить за назначение лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛС, использование медицинских изделий, компонентов крови, лечебное питание, в том числе специализированные продукты лечебного питания.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...