«За своего депутата я поставил свечу»


На этой неделе Юрий Шевчук стал одним из шестнадцати: вместе с телеведущим Леонидом Парфеновым, писателем Борисом Акуниным и другими культурными аристократами рок-музыкант вошел в число учредителей Лиги избирателей. Новое общественное движение намерено следить за честностью президентских выборов и продолжать протестное движение. Почему не ходивший на декабрьские митинги Юрий Шевчук вновь ринулся в политику, узнала корреспондент «Известий».
— Юрий Юлианович, вопрос первый и главный: почему вы решили вновь податься в политику и присоединились к Лиге избирателей? Ведь еще недавно говорили, что хотите заниматься только музыкой?
— Лига избирателей — это не партия, это общественное движение. Мне ведь много раз предлагали вступить в различные партии, но я всегда отказывался. И когда позвонил Леонид Парфенов — попросил поддержать Лигу, я тоже очень долго колебался. Могу даже сказать, что это решение далось мне с муками. Мой мудрый внутренний голос говорил: «Юра, занимайся музыкой, ну их всех на фиг!». Но в этот раз я не стал его слушать — и согласился. Мне приятны люди, которые организовали Лигу, я считаю, что наши помыслы чисты, а если наше движение когда-нибудь превратится в партию, я тут же выйду из ее рядов.
— Вас не смущает, что движение у вас политическое, а среди учредителей — одни дилетанты?
— Мне кажется, сейчас настало такое время, когда дилетанты могут сделать больше, чем профессиональные политики. Как говорится, «Титаник» строили профессионалы, а Ноев ковчег — любители. И мы помним, чем завершились эти истории. Думаю, у нас все получится. Всем кандидатам на предстоящих выборах я желаю добра, а зла и так в нашей жизни много.
— Руководство Лиги собирается организовать 4 февраля шествие в защиту честных выборов, вы на него пойдете?
— Ну, раз назвался груздем, нужно лезть в кузов. Скорее всего пойду, только пока не определился где — в Москве или в Петербурге.
— В декабрьских выборах вы участвовали, ходили голосовать?
— Если честно — нет. Подумал и понял, что отдавать свой голос особо не за кого. 4 декабря я был в Екатеринбурге, сходил в церковь, поставил свечу за своего депутата, а в записочке за здравие написал: «Россия».
— А сейчас за кого будете агитировать избирателей?
— Я никогда никого не агитирую, каждый человек сам должен сделать свой выбор. Мы ведь и собрались для того, чтобы голосование прошло честно. Я занимаюсь музыкой, сейчас мы создали новую программу и проехали с ней по двадцати российским городам. На своих концертах группа ДДТ собирает огромные залы, и я этим горжусь. Но главное, я вижу и знаю, что в российской глубинке живут замечательные люди, и они тоже мечтают жить в свободной стране. Так что песня Цоя сейчас актуальна.
— Верите в перемены?
— Не думаю, что они будут резкими и на нас с неба упадет манна, все просветлеют и будут счастливыми. Это все иллюзии! Мы жили ими в 1991 году. Потом — в 1999-м, когда к власти пришел Владимир Путин. Иллюзии вообще свойственны человеку, искусство ведь тоже — иллюзия. Помните, как сказал Лев Николаевич Толстой: «Я перестал писать, потому что у меня закончилась энергия заблуждений». Насколько я понимаю, в Лиге избирателей в основном собрались идеалисты, в чем-то даже наивные, а я — такой же.
— Но шестнадцать человек — это же мало?
— В восьмидесятые годы на улице Рубинштейна тоже играло всего пять или шесть коллективов, но потом они рванули с такой силой, что все следующее десятилетие люди слушали рок-н-ролл. А ведь в то время существовала огромная машина, именуемая официальным искусством. Так что чудеса все-таки случаются, главное, чтобы была энергия. Люди хорошо ее чувствуют.