Спецслужбы Южного Судана завели российского летчика на посадку


Спецслужбы Южного Судана задержали международный
экипаж самолета Ан-32, перевозившего нефтяное оборудование. Среди арестованных
оказался один россиянин — второй пилот Владимир Попков. В ответ российский МИД пригрозил, что Россия может вывести из Южного Судана, вертолетную группу,
работающую в рамках миссии ООН, поскольку власти страны не могут обеспечить
летчикам безопасность.
Как рассказал «Известиям» посол России в Уганде Сергей Шишкин, о задержании 28 декабря 2011 года россиянина дипломаты узнали от жены командира экипажа.
— 13 января в российское представительство в Хартуме обратилась украинка — жена командира экипажа самолета Ан-32, — сообщил «Известиям» Шишкин. — Женщина рассказала, что ее муж вместе с другими членами экипажа был задержан 28 декабря 2011 года военными в Южном Судане.
Причин задержания местные власти не называют. По словам Шишкина, дипломаты выяснили, что воздушное судно принадлежит местной компании «Парк Эйр». Экипаж, в который входит 51-летний россиянин Владимир Попков, должен был выполнять рейс в интересах нефтяной компании White Nile Petroleum по маршруту Хартум–Сарджас–Эль-Феллуджа–Эль-Обейд–Хартум.
— Однако во время погрузки в местечке Сарджас летчики были задержаны, — поясняет «Известиям» Шишкин. — Мы поддерживаем связь с экипажем и пытаемся выяснить причины задержания.
По словам дипломата, ситуация усугубляется тем, что в Южном Судане очень плохие коммуникации: телефонной связи как таковой нет, все сообщения между городами осуществляются по воздуху. Сам Сарджас, где задержали летчиков, — это не город, а маленький поселок. Летчики живут на территории военного лагеря, снабжаются продуктами и могут общаться с родственниками. Задержанный экипаж, как выяснили «Известия», смешанный — украинец, армянин, узбек, россиянин и суданец.
— Через представителей компании мы передали пилотам посылку, в которой была питьевая вода, продукты и ноутбук, — рассказывает «Известиям» Шишкин.
МИД призывает российских граждан, работающих в Судане и Южном Судане, учитывать в своей деятельности реалии непростой обстановки в регионе и поддерживать тесное взаимодействие с посольствами России в Хартуме и Кампале, при необходимости — с миротворческими миссиями ООН в Южном Судане и Дарфуре.
Спецпредставитель президента России по Африке Михаил Маргелов уверен, что пилотов скоро освободят.
— Экипаж будет освобожден, ведь он обслуживал мирный нефтяной сектор экономики страны, — не сомневается он. — Если бы речь шла о каком-то грубом нарушении в части груза или правил полета, то власти с 28 декабря уже обнародовали бы соответствующие данные или довели бы их до сведения российской стороны.
По мнению Маргелова, инцидент произошел из-за напряженных отношений между Севером и Югом Судана.
Между тем замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов заявил, что Россия может вывести из Южного Судана вертолетную группу, работающую в рамках миссии ООН, потому что власти страны не могут обеспечить летчикам безопасность.
Российская авиационная группа в составе миротворческой миссии ООН в Южном Судане базируется в Джубе с 2006 года, когда Южный Судан еще входил с состав единого государства Судан. Она — одна из крупнейших в стране, в нее входят восемь вертолетов и 134 человека личного состава. Экипажи работают без выходных, летая в труднодоступные уголки Южного Судана.
— Работать приходится в 50-градусную жару по восемь часов в день, но нам не привыкать — почти все пилоты прошли через горячие точки, — рассказывает «Известиям» летчик Алексей, два года отработавший в Судане.
Это не первый инцидент, связанный с захватом российских пилотов в Судане. В июле прошлого года в Дарфуре был захвачен вертолет компании «ЮТэйр». На его борту находились четыре члена экипажа — граждане России и пять пассажиров — граждане Судана (представители повстанческого «Движения за освобождение и справедливость»).
В августе по подозрению в связях с повстанцами арестовали экипаж вертолета Ми-8 «Суданских авиалиний» с русским экипажем. Летчиков удерживали в Джубе, административном центре Южного Судана, и после переговоров отпустили.
— В Южном Судане всегда было опасно летать: в каждой деревне там есть свои отряды самообороны, фактически не контролируемые центральными властями, — объясняет летчик Владимир Садовничий, работавший там в середине «нулевых». — У пилотов, обслуживающих миссию ООН, всегда была «служба оповещения» об опасности: в случае угроз полеты тут же прекращались.
Впрочем, летчиков, работающих, как и задержанный Попков, на частные авиакомпании, об опасности, как правило, не предупреждают, замечает Садовничий.
Южный Судан получил независимость в результате январского референдума 2011 года. 10-миллионный Южный Судан обладает богатыми запасами нефти, доходы от которых составляют 98% бюджета. Это одна из наименее развитых стран на планете, там один из самых высоких уровней смертности матерей во время родов, каждый восьмой ребенок в стране умирает, не дожив до пяти лет.