Картины хламом не испортишь


Валенки, противогазы, старые заштопанные джинсы и даже первые отечественные презервативы превратились в предмет современного искусства. На ежегодной выставке новых произведений петербургских художников «Петербург-2011» в ЦВЗ «Манеж» помимо живописи, графики и скульптуры представлена уникальная экспозиция «Это не рынок» — смелый результат совместного творчества социологов, дизайнеров и художников.
— Мы впервые пошли на такой вот достаточно смелый эксперимент с блошиным рынком. На мой взгляд, получилось интересно. Была проведена научная работа — для этого подключились социологи, а художники представили уникальные экспонаты, которые собирали по крупицам на протяжении многих лет, — говорит руководитель проекта Лариса Скобкина.
Блошиный рынок оказался богатым на экспонаты. Помимо уже упомянутых предметов одежды и личной защиты, в экспозиции представлены немецкие каски времен Второй мировой войны, пионерские галстуки, разнообразные вымпелы, указующие объявления и таблички, а также великая ценность всех времен и народов — катушечные магнитофоны.
Есть еще приемник «Мишутка», когда-то его можно было купить в любом магазине, хотя стоил он по тем временам не так и дешево — аж 10 рублей. Рядышком разместилась электронная игрушка «Ну, погоди!» — мечта каждого школьника восьмидесятых, а «пулеметная лента любви», то есть красно-синяя упаковка противозачаточных средств с надписью «Проверено электроникой» вызывает у людей среднего возраста если не обвальную ностальгию, то хотя бы легкое воспоминание о романтической и беззаботной молодости, прошедшей в общежитии или питерской коммуналке.
— Свою коллекцию я начал собирать в самом конце восьмидесятых, причем все вещи найдены и куплены в Петербурге. Сначала было увлечение табличками, которые я искал по всему городу, затем к ним прибавились вывески, вещи военного времени. Я — как жук-скарабей, — шутит один из участников выставки, художник и коллекционер Джон Полищук. — Вообще, мне дорога каждая вещь, но самым ценным я считаю милицейский жезл, сделанный вручную.
Художник нежным взглядом окидывает свои сокровища и с сожалением признается, что пока все экспонаты хранит у себя дома.
— Друзья приходят ко мне как в музей, а жена постоянно «пилит», чтобы я выкинул все свои богатства на помойку, а в квартире сделал евроремонт, — признается художник.
Впрочем, одним только блошиным рынком в «Манеже» не ограничились, в залах можно увидеть сотни картин современных художников. Выставка с именем нашего города на афише проходит здесь уже 19-й раз, желающих масса, а потому организаторы берут только по одной работе у каждого автора, иначе все не поместятся. В этом году их набралось около пятисот.
— Это прекрасная традиция, начинать год такой масштабной выставкой, — заявил «Известиям» на открытии вернисажа вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи.— Здесь представлен срез всех петербургских художников, и мы можем наблюдать, что происходит в нашем городе, чем дышит творческий люд, переживаем мы кризис или подъем и куда вообще движемся.
Судя по всему — не в сторону традиционного искусства: «скучной» классики в «Манеже» практически не оказалось, зато много примитивизма, абстракций и разного рода сказочных персонажей. Теме сугробов и «сосулей» художники тоже отвели немало места, а вот политическим баталиям последних недель места почему-то не нашлось. Видимо, воспеть в холсте и глине декабрьские митинги мастера еще не успели.