Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Повторное введение выборности региональных глав будет одним из наиболее значительных политических событий в начавшемся году. Реформа заявлена, отыгрывать назад никто не будет. Хотя проблемы тут есть и игнорировать их не получится.

В Конституции не предусмотрена выборность глав регионов (в ней вообще нет ни слова о порядке наделения их полномочиями). Но зато в части 2 статьи 77 закреплено, что федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему в пределах собственного ведения Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения. Единство системы предполагает четкую субординацию, дисциплину и ответственность, то есть вертикаль власти. Также оно с необходимостью востребует участие президента (согласно Конституции, руководящего единой системой исполнительной власти) в наделении глав полномочиями.

Выборность сама по себе, конечно, не исключает субординацию и пр. Но она дает главам, а также подчиненным им исполнительным органам государственной власти определенную автономию от президента и правительства. Автономию, которая в потенциале способна подрывать вертикаль. Хорошо известно, что в 1990-е главы нередко отказывались выполнять указания центра, ссылаясь на то, что они-де «всенародно избранные». Подобные прецеденты имели место и в начале 2000-х.

Как можно совмещать вертикаль и выборность? Как исключить автономию глав?

Решения, собственно, на поверхности.

Первое. Президент обязательно должен участвовать в выдвижении кандидатов на должность главы. Или «фильтровать» и утверждать партийных кандидатов. Или непосредственно выдвигать кандидатов, отбирая их из числа партийных номинантов. (По моему мнению, в нынешних условиях было бы наиболее правильно предоставить право выдвигать или номинировать кандидатов на должность главы лишь той партии, которая победила на последних парламентских выборах в соответствующем регионе.)

Второе. В законе об общих принципах организации региональных органов государственной власти надлежит сохранить положение о праве президента отрешать действующих глав в связи с утратой доверия и/или за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Любой «всенародно избранный» может быть снят, как любой назначенец, — это должны четко понять все.

В противном случае ни о какой единой системе исполнительной власти говорить не придется. А она, еще раз напомню, прописана в Конституции.

Кстати, напомню, что в нашей новейшей истории президенты не раз отрешали «всенародно избранных» губернаторов. Так, Борис Ельцин в 1993 году избавился от Юрия Лодкина (Брянская область) и Александра Сурата (Амурская область), Владимир Путин в 2005-м снял Владимира Логинова (Корякский автономный округ), а в 2006-м — Алексея Баринова (Ненецкий автономный округ).

Выскажу еще одно соображение, а точнее, предложение.

Выборная практика 1990–2000-х годов многократно критиковалась в том числе из-за того, что выборы регулярно выигрывали деятели, прямо скажем, некомпетентные, а то и вовсе по своим личным качествам совершенно не пригодные к работе в исполнительной власти, тем более на руководящих постах. Политики-популисты, чей потолок — депутатство, коммерсанты, считавшие свои должности «активами» и «ресурсами», использовавшие их в первую очередь для расширения личного бизнеса, бывшие топ-менеджеры корпораций, делегированные олигархами для защиты своих интересов, а то и попросту случайные люди (вроде эстрадного артиста Михаила Евдокимова, в 2004 году неожиданно победившего на выборах в Алтайском крае). Да, кое-кто из них со временем, что называется, подучился и сделался вполне себе эффективным управленцем. Но их учеба обошлась дорого. Сомнительная роскошь.

В общем, очевидно, что законодательный перечень требований к кандидатам на должность главы (наличие российского гражданства, отсутствие иностранного гражданства и вида на жительство в иностранном государстве, возраст не менее 30 лет) следует дополнить. Кандидат, по моему мнению, обязан иметь не менее чем пятилетний опыт работы в исполнительных органах государственной власти или хотя бы местного самоуправления. Причем на руководящих позициях. То есть, грубо говоря, в губернаторы должны выдвигаться лишь бывшие и действующие вице-губернаторы, мэры и вице-мэры, министры, заместители министров и т.д.

Мне, конечно, возразят. Мол, это совершенно излишне, поскольку кандидаты так или иначе будут проходить через президентский «фильтр».

Отвечу заранее. Во-первых, в действительности я не вполне уверен в том, что «фильтр» вообще будет. Некоторые предновогодние заявления и «сливы» дали повод опасаться, что с демократией, увы, переборщат. Ходят разговоры, что партии будут выдвигать кандидатов «свободно», что даже разрешат самовыдвижение (!). Во-вторых, даже если «фильтр» пропишут в законе, президент будет пользоваться правом «фильтровать» крайне редко. Ему проще и в каком-то смысле даже правильнее заявлять что-то вроде «пусть расцветают сто цветов».

Но вот на самом же деле минимум 90 расцветать никак не надо. Представим, кого навыдвигают, представим, во что это выльется… Поэтому следует сразу законодательно отсечь весь кадровый шлак. 

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...