Терема и пещеры радонежских окрестностей
Когда оливье уже доели и выспались, а время до конца каникул еще осталось, от материальных потребностей можно перейти к духовным. Даже если кажется, что в окрестностях Радонежа все уже были и всё видели.
Подмосковье: инструкция по применению
Накануне поездки разумно взяться за телефон и интернет: уточнить расписание и маршрут. У электричек бывают досадные перерывы, а автомобилистам даже при наличии карты может пригодиться телефон, например, дирекции усадьбы Абрамцево: вдруг вы, как и мы, пропустите поворот под железнодорожный мост около Хотьковского монастыря.
Расписание работы церковно-археологического музея в Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре есть на сайте, но если вас хотя бы десятеро, то можно заранее заказать и экскурсию, и обед в академической трапезной.
В Черниговский скит тоже стоит заранее позвонить, чтобы попасть в пещерные кельи, хотя храм открыт постоянно.
В Абрамцево — наедине с художниками
На заледеневших дорожках усадьбы в 10 утра нас встретили две огромные сосны, поваленные ветром поперек дороги. Кроме ветра и слов экскурсовода — тишина. В более погожие дни здесь много туристов, но и в пургу мы получили немало удовольствия от прогулки по парку.
Главный дом усадьбы сейчас на реставрации, «мастерскую», где работали Репин и Васнецов, откроют весной, обновив экспозицию. Доступны «банька-теремок» с музеем усадебного быта, «избушка на курьих ножках», коллекция предметов народного искусства в «кухне», храм Спаса Нерукотворного.
В церкви резной иконостас, иконы работы Поленова и Васнецова (они же проектировали храм), теплая — уже не на дровах, а на электричестве — изразцовая печь, а в памятные для Абрамцево даты — богослужение. В войну Абрамцево было госпиталем, а храм — вошебойкой, что, конечно, не пошло на пользу убранству. Сейчас все восстановлено.
В одном из зданий — выставка живописи ХХ века: Кончаловский, Машков, Фальк и не только. Рядом в подсобке реставратор колдует над каменной «бабой» (кстати, мужского пола): ее (или его) голова уже трижды отламывалась.
— На незамыленный взгляд: не длинна ли шея? — спрашивают нас.
Первый знаменитый хозяин усадьбы Сергей Аксаков написал здесь сказку «Аленький цветочек». При нем Абрамцево посещали Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин. При Савве Мамонтове здесь подолгу жили Васнецов, Коровин, Врубель.
В усадьбе созданы «Не ждали» Репина, «Аленушка» и «Богатыри» Васнецова, «Видение отроку Варфоломею» Нестерова и «Девочка с персиками» Серова. Вера Мамонтова — «девочка с персиками» — похоронена здесь же возле храма.
Сердце лавры
Даже для туриста Троице-Сергиева лавра — это не только архитектурный ансамбль, но и мощи преподобного Сергия и святой источник (воду можно набрать в часовне возле Успенского собора, что с синими куполами, а окунуться — в купальне за монастырскими стенами в ложбинке справа от обители). Всякий оценит лаврские коврижки — таких не пекут больше нигде.
У мощей преподобного в Троицком соборе можно оставить записки о здравии с именами ваших близких и друзей — положить их под левую руку священника, который служит непрерывный молебен. Пожертвования (сколько дадите, если захотите) просят класть не к мощам, а в специальные ящички у входа. Там же — бумага для записок и свечи. Записки о упокоении несите в Успенский собор.
Если вы чувствуете себя хоть немножко паломником, а не только туристом, то в Троицком соборе попросите дежурного (это монах, священник или семинарист, обычно сидящий справа у входа в основной части храма) провести вас в Серапионову палату. Здесь, кроме мощей множества святых, хранится часть ризы (одежды) Богородицы — реликвия не менее значимая, чем пояс Божией Матери, который в октябре-ноябре привозили в Россию с Афона.
Большая келья святого Сергия
Всех учащихся и учащих в Московской семинарии и академии называют жильцами большой кельи преподобного Сергия Радонежского. Сами они смеются: мол, посетители Лавры приходят в церковно-археологический кабинет (ЦАК) не в последнюю очередь для того, чтобы посмотреть на семинаристов.
В ЦАКе — это самый большой негосударственный музей в России — около 23 тыс. экспонатов: макеты Колизея и древнеримских катакомб, облачения патриархов, сандалии преподобного Сергия и его инструменты для резьбы по дереву.
Иконы здесь — начиная с XII века: образы Богородицы, в том числе пришедшие к православным с католического Запада, и запрещенные неканонические иконы с символическими изображениями Святой Троицы.
Здесь келья патриарха Алексия I и его диплом об окончании академии — с «тройками», зато и со степенью кандидата богословия, здесь же статуя Христа работы Рафаелло Романелли — она стояла на Лефортовском кладбище и прославилась как чудотворная.
Сбавим пафос: как раз после святынь ЦАКа мы поняли, что пора обедать. Горячие блюда подают в уютном подвальчике-трапезной у самого входа в монастырь.
Вперед, в пещеры
В 3 км от лавры расположен Черниговский скит, основанный в середине XIX века. Большую часть дореволюционной территории занимает интернат для детей-инвалидов; в советский период обитель успела побывать тюрьмой. Монахов сейчас всего десять, семь «мирских» священников приходят в скит помогать.
Подземные кельи тесны и больше напоминают склепы. Воздух чист и свеж, температура на шестиметровой глубине почти постоянная. Монах, нагибаясь, водит нас по переходам под землей: потолки не больше чем метр восемьдесят, а ростом он, наверное, метр девяносто.
— Не пробовал ли в новое время кто-нибудь жить в пещерах, как подвижники старины?
— Нет. Желающих, конечно, пруд пруди…
Однако на подвиги не благословляет церковное начальство.
Под землей бьет родник; к источнику спускаться опасно, но «нажимаем клавишу» — и насос подает святую воду в верхний ярус пещер. Можно и напиться, и умыться, и набрать бутылочку.
Священник или литературовед?
По пути в Москву можно вернуться в образ светского любителя культуры и заглянуть в дом-музей Сергея Дурылина — богослова и писателя, друга Розанова, Нестерова и Волошина. Именно он первым посоветовал Борису Пастернаку посвятить себя поэзии. В 1920 году он стал священником, помыкался по ссылкам, потом ушел в литературоведение — но до сих пор ни светские, ни церковные историки не могут выяснить, снял ли он сан.
Маленький домик в Болшево (теперь это район Королева) хранит быт самого Дурылина и творческое наследие его гостей: сюда приезжали Грабарь и Качалов, Козловский и Лемешев; целая комната посвящена творчеству Нестерова.
В музей тоже лучше позвонить перед поездкой — кроме прочего, подскажут, как объехать пробки. Надо надеяться, на новогодних каникулах их будет меньше, чем когда в Москву возвращались мы.