Метро усилят видеоинтеллектом
Во всех метрополитенах России будут установлены металлодетекторы и газоанализаторы, позволяющие "находить" взрывчатку, а также интеллектуальные системы видеонаблюдения, способные «вычислять» среди пассажиров разыскиваемых преступников. Стоимость программы интеллектуальной защиты метро, аэропортов и автовокзалов составит 47 млрд рублей, почти четверть этой
суммы будет направлена на антитеррористическую защиту подземки.
О планах по защите метрополитенов от терроризма стало известно из доклада Минтранса правительству России о том, как выполняется федеральная программа «Обеспечение безопасности населения на транспорте» на 2010–2014 годы. Программа появилась после того, как в марте 2010 года на станциях столичной подземки «Лубянка» и «Парк культуры» подорвались шахидки-смертницы.
За последние два года по программе уже освоено около 4 млрд рублей, поэтому самое большое количество новинок появится в метро именно в 2012 году.
В Москве, так же как в Петербурге и Казани, в метрополитене создан ситуационный центр, в который стекается информация со всех станций. Однако основные меры безопасности — рамки и оборудование для досмотра пассажиров пока появились только на одной столичной станции: «Охотный Ряд».
Сейчас эксперты оценивают террористическую уязвимость различных станций — их будут защищать в первую очередь. В Петербурге «укрепят» 14 станций, в Казани, Волгограде, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге — по 3–5 станций. Больше всего подобных объектов будет в Москве.
Помимо различных детекторов в метро установят новые интеллектуальные системы видеонаблюдения. Они способны «просматривать» толпу пассажиров и вычислять среди них людей, числящихся в оперативных или криминальных базах данных.
Как поясняет «Известиям» поставщик одного подобного программно-аппаратного комплекса «Face-инспектор» — российская компания Intelligent Security Systems (ISS), новая технология обеспечивает высокую (не менее 80%) вероятность распознавания лиц.
— Камера узнает человека, даже если он состарился, отпустил бороду или усы, изменил прическу, — рассказывает «Известиям» представитель компании.
Как выяснилось, камера в режиме реального времени автоматически выделяет из потока «подозреваемого», выбирает самое оптимальное изображение и идентифицирует его. Для успешной работы «умных» аппаратов необходима постоянная связь с интегрированными базами МВД и спецслужб с фотографиями разыскиваемых преступников и потенциальных террористов.
Подобные камеры уже тестируются в аэропортах, на вокзалах. В ближайшее время их собираются установить и на автовокзалах. В спецслужбах признают, что самые проблемные пассажиры — террористы — прибывали в Москву с Северного Кавказа именно на междугородных автобусах, которые фактически никто не контролировал. Поэтому билеты на них будут продаваться только в строго определенных местах при предъявлении паспорта, а входить и выходить из салона заставят только на оборудованных остановках.
В автобусах также появятся датчики слежения ГЛОНАСС и «тревожные кнопки». Кстати, все персональные данные о пассажирах, купивших билеты, будут оставаться в автоматизированных централизованных базах. Пока создан только действующий макет такой системы, к которому на период испытаний подключают системы продажи билетов РЖД и «Аэрофлота».
Член комитета по безопасности Госдумы, в прошлом полковник ФСБ Геннадий Гудков считает, что новые системы безопасности необходимо устанавливать как можно быстрее.
— Мы отстаем от других стран, поэтому необходимо тратить не десятки, а сотни миллиардов, — рассказывает «Известиям» Гудков.
По мнению депутата, интеллектуальные камеры будут подспорьем в работе оперативников и спецслужб: они помогут найти разыскиваемых преступников, собрать доказательства или предотвратить преступления.