Сидим дома, ждем кризиса


Туроператоры фиксируют снижение числа россиян, которые непременно хотят встретить Новый год за границей. Правда, русским курортам от этого легче не будет — большинство соотечественников встретят Новый год и проведут все январские праздники дома.
Самыми популярными направлениями для внутреннего туризма традиционно остаются горнолыжные курорты — Красная Поляна в Сочи, Кировск в Мурманской области, склоны Адыгеи. Цена отдыха на них немногим ниже среднеценовых заграничных предложений — начинается от $500 за неделю.
Вторым по популярности направлением, по крайней мере у жителей Центральной России, станут столицы — Москва и Петербург. Более того, в зависимости от турпакета это «развлечение» может превзойти по стоимости многие заграничные курорты. «Отдохнуть в подмосковных санаториях стоит дороже, чем в Египте. Недельный отдых обойдется в $700–800 без стоимости дороги, а мест уже нигде не осталось», — говорит главный аналитик Ассоциации туроператоров России (АТОР) Геннадий Боровиков.
Но большинство россиян предпочтут в этом году остаться на новогодние праздники дома. По разным оценкам, останутся дома от 40 до 55% россиян. «Мы фиксируем до 50% падения спроса на зарубежные туры. Причин в этом несколько — предстоящие выборы, ожидания второго витка кризиса, колебания курса валют», — говорит директор по развитию управляющей компании «Горячие туры» Анна Вацовская. При этом, по мнению участников рынка, свою роль сыграла и революция в Египте — одном из самых любимых мест отдыха россиян.
Такой экзотический отдых, как поездки на российский Дальний Восток, по-прежнему остается развлечением для одиночек. Платить более тысячи долларов только за билеты, для того чтобы посмотреть на красоты Камчатки, готовы не многие, учитывая, что как таковая туристическая инфраструктура в регионе практически отсутствует.
Наиболее популярные направления для зимнего заграничного туризма — Таиланд, Египет, индийский Гоа, индонезийский Бали, а также страны Карибского региона, Израиль (прежде всего Эйлат).
Исследовательские компании зафиксировали возвращение докризисного спроса на поездки. Так, по данным компании Nielsen, на такую категорию, как «развлечения и отдых», россияне в конце 2011 года готовы потратить на 13% больше, чем в прошлом году.
Сами участники рынка согласны с данными исследования. «Идет рост как
внутреннего, так и внешнего туризма. Конечно, он пока меньше того, что
было в 2008 году», — рассуждает Боровиков.