Бюджетные парковки поднимутся на землю
Власти пытаются учесть просчеты, допущенные при строительстве домов с подземными паркингами, которые сейчас стоят пустыми. Как сообщил руководитель столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин, в муниципальных домах гаражи будут строиться на первых этажах, что приведет к их удешевлению и, соответственно, большей востребованности.
Как уже писали «Известия», с 2013 года столичные власти перестанут строить дома с подземными паркингами за бюджетные деньги. По словам первого заместителя руководителя департамента экономической политики и развития города Москвы Романа Беззубика, такие гаражи оказались невостребованными. Причина в отсутствие спроса на гаражи у очередников, которые получают квартиры бесплатно. Цена на машино-места под бюджетными домами всегда была непомерно высокой для очередников. Как правило, их стоимость начиналась от 1 млн рублей — при том, что машины у подавляющего числа очередников стоят в два-три раза меньше. Поэтому подземные гаражи стоят полупустые.
Возможность сделать парковки более дешевыми была найдена в новой концепции их строительства. «Гаражно-стояночное пространство, расположенное под жилыми этажами дома, становится более доступным, если не «закапывать» его под землю, а разместить в нижних уровнях наземной части строения», — отметил Хуснуллин.
При переходе на наземные паркинги стоимость одного машино-места, по словам Хуснуллина, сможет сравниться с народными гаражами, где на сегодня покупка места стоит 350–400 тыс. рублей.
По мнению генерального директора компании «Финэкспертиза» Агвана Микаеляна, отказ от подземного строительства действительно может в разы удешевить себестоимость парковочных мест. «Никакой принципиальной новизны в таком подходе нет, — объяснил эксперт. — Этот принцип используется при строительстве домов в Европе и Латинской Америке. Там вполне могут отдать под гаражи три или четыре первых этажа и только потом начнутся жилые площади».
По его словам, мировой опыт показывает, что наземные парковки могут быть в 3,5 раза дешевле подземных. А, например, в Испании разница может достичь пяти раз. Впрочем, там нет необходимости утеплять гаражи, что обязательно надо делать в Москве. Тем самым Микаелян подтверждает расчеты Хуснуллина, согласно которым цены на машино-места в бюджетных домах можно будет сократить приблизительно до 400 тыс. рублей.
— Все будет зависеть от того, какими конкретно в результате окажутся эти гаражи, — уверен Сергей Канаев, руководитель московского отделения Федерации автовладельцев России. — Если они будут удобные теплые и действительно в три раза дешевле — то это лучше подземных паркингов и удобнее народного гаража, так как находятся прямо в доме.
По мнению Канаева, это выход для людей, покупающих квартиры. Однако смогут ли позволить себе такой гараж очередники, получающие квартиру, пока вопрос. Так как им придется фактически купить вторую машину.
Стоит добавить, что передача нижних этажей под парковки может расходиться с планами городских властей отдавать площади на первых этажах по льготным ценам под небольшие семейные магазины, которые позволили бы людям недорого покупать продукты рядом с домом.
По мнению Хуснуллина, инициативы вполне стыкуются между собой. Муниципальных домов сейчас строится не так много, так что торговые точки и другие объекты инфраструктуры могут открываться в соседних зданиях, которые возводят по инвестконтрактам.
В свою очередь Микаелян считает, что если муниципальный дом строится в уже сложившемся районе вместо снесенного здания, то там инфраструктура уже создана и серьезной потребности в новых магазинах нет. А если это новый район, то под стоянки можно отдать несколько этажей, начиная со второго, а на первом традиционно разместить бытовые учреждения.