Япония и Китай решили спасаться вместе
Япония и Китай в ходе встречи в Пекине нашли общие интересы в Восточной Азии. Во-первых, они договорились вести взаимную торговлю в национальных валютах. А во-вторых, оказалось, что взгляды Пекина и Токио на северокорейскую проблему не являются диаметрально противоположными. Заключенные соглашения могут стать шагом не только к сближению двух стран, но и к ослаблению влияния США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
На минувших выходных премьер-министр Японии Ёсихико Нода и премьер Госсовета Китая Вэнь Цзябао провели в Пекине ряд переговоров. В частности, правительства двух стран договорились, что будут содействовать использованию в сделках между японскими и китайскими компаниями национальных валют вместо традиционных долларов США.
— Речь идет о так называемом своповом соглашении, — рассказывает завкафедрой мировой экономики ВШЭ Максим Братерский. — Два Центробанка открывают зеркальные счета на большую сумму. И если, скажем, японский бизнесмен хочет вести дела с Китаем, он просто берет у своего ЦБ юани, избегая сложных обменов валют.
Собственно, старания создать региональную валюту в Восточной Азии продолжаются в течение последнего десятилетия. Последней по времени была попытка Японии учредить региональный банк реконструкции и развития на основе йены. Правда, американцы не допустили этого.
Что касается Китая, то он в последние годы распространяет юань в Азии, и не только через такие же своповые соглашения. Пекин имеет договоренности с Россией, Южной Кореей, Гонконгом, Малайзией, Индонезией, а также с Аргентиной и Белоруссией.
— Япония впервые за послевоенное время сделала что-то значимое не в пользу США, — считает Максим Братерский.
У Токио есть и другая причина договариваться с Пекином.
— Подавляющее большинство японских валютных запасов хранится в долларах (точнее, в государственных обязательствах США, номинированных в долларах. — «Известия»), но как поведет себя американская валюта, никто сказать не может, — говорит японист, старший преподаватель ВШЭ Андрей Фесюн. — Поэтому Япония старается диверсифицировать вклады, чтобы не быть столь зависимой от доллара.
Что касается договоренностей относительно Северной Кореи, то их можно рассматривать как политическое подкрепление экономических договоренностей двух стран.
— Пока Япония и Южная Корея спорили о влиянии в регионе, китайцы заняли практически все свободные бизнес-ниши в КНДР, — рассказывает ведущий научный сотрудник Корейского центра Института Дальнего Востока Константин Асмолов. — То есть Пекин постепенно привязывает экономику Северной Кореи к экономике своих северных провинций. А урегулирование северокорейской проблемы придаст отношениям Пекина и Пхеньяна дополнительную стабильность. Ведь любые военные действия в КНДР вызовут поток беженцев в Китай и ухудшение экономической ситуации, — считает Асмолов.
Японии же налаживание отношений с КНДР придаст политический вес в регионе. Особенно учитывая, что с приходом к власти в КНДР Ким Чен Ына возможно ослабление напряжения. Например, южнокорейская делегация, пусть и неофициальная, будет присутствовать на похоронах Ким Чен Ира 29 декабря. Еще недавно о таком жесте со стороны Сеула и подумать было нельзя.
Если северокорейский узел начнет ослабевать, то можно будет всерьез говорить о создании особого экономического центра в Восточной Азии, независимого от США. А в таком случае имеет шансы сбыться прогноз, до сих пор считавшийся теоретическим. Речь идет о том, что доллар останется валютой для обеих Америк и отчасти для Тихоокеанского региона, Европа станет зоной евро, на постсоветском пространстве воцарится рубль, а на Дальнем Востоке и в странах АСЕАН будет главенствовать либо йена, либо юань.