Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Рождественская повесть на Покровке

На выставке графики Елены Черкасовой мирно соседствуют хищники и агнцы
0
Рождественская повесть на Покровке
иллюстрация Елены Черкасовой, источник: предоставлено автором
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В культурном центре «Покровские ворота» можно не только купить разнообразные гуманитарные книги — от сказок Льюиса о Нарнии до исторических и богословских трудов, — но и вглядеться в графику известной московской художницы Елены Черкасовой.

Ее имя ассоциируется скорее с яркой размашистой живописью, чем с монохромными, детально прорисованными листами. Коричневая бумага, черная и красная тушь — впрочем, открытого красного нигде нет: краски смешиваются в коричневый, глиняный, оттенки красного дерева.

Редко-редко бумага тронута белилами: нимб над головой Иисуса Христа, яркие одежды ангела, возвещающего радостный поворот в истории человечества. Хочется даже сделать в зале свет поярче, чтобы белый зазвучал в полный голос.

Почти на всех работах Черкасовой — птицы, рыбы и звери. Они естественно вплетаются в канву библейских сюжетов. Вместе с учениками слушают Нагорную проповедь Иисуса; осел везет Христа в Иерусалим в Вербное воскресенье; взбесновавшиеся поросята бросаются в пропасть.

Давая волю любви к живому миру, художница выходит за рамки Нового Завета: рисует сцену из книги пророка Исаии, где рядом мирно соседствуют хищники и агнцы: «И теленок, и молодой лев, и волк будут вместе, и малое дитя будет водить их».

На картинах завиваются кроны деревьев, садовник защищает от топора бесплодную смоковницу, расцветают невиданные цветы. Все это «Райское веселие». Такой сцены тоже нет в Евангелии, но «бывает, пока работаешь — так обрадуешься, что и нарисуешь это райское веселие», комментирует художница.

Почти в каждой работе — текст. Прихотливые рукописные буквы, стилизованные не то под древнюю славянскую рукопись, не то под письмена дальних стран. Есть и целиком перенесенный в художественную работу народный кант «Дороженька».

Можно, конечно, тексты не читать: тогда они станут орнаментом, штриховым убранством. Однако понимание сюжета — непременное условие восприятия картин Елены Черкасовой.

— Разумеется, если кто-нибудь купит работу или закажет ее на постере, он на досуге все прочитает, — не беспокоится художница. На выставке же зритель останавливается перед фигурами людей и зверей, ангелов и птиц.

Черкасова признается, что любит Пиросмани и Шагала, но у нее собственный художественный язык, далекий и от реализма, и от иконописи. Прямых цитат в ее работах нет, но иногда они напоминают книжную миниатюру или древнее народное искусство.

Елена Черкасова рисует, слушая аудиолекции по истории и догматике христианства, но уверена, что рисунок — это «только рисунок, линии на бумаге», а не богословие. Проповедью она свои картины не считает — так их называют православные ценители.

Картины Черкасовой — в музеях и частных коллекциях разных стран, в том числе в Новой Зеландии. Два года назад — персональная выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Ежегодно — менее масштабные, камерные, зато дорогие сердцу постоянного зрителя выставки на Покровке.

Экспозиция из 33 работ небольшая, однако покупатель «умных книг» в магазине Primus versus ее не пропустит. Равно как не стоит пропускать и мороженое ручной работы в кофейне этого же культурного центра.

«Рождество»

Культурный центр «Покровские ворота», ул. Покровка, д. 27, стр. 1

С 11.00 до 22.00 (пн–сб), с 14.00 до 22.00 (вс)

До 22 января

Комментарии
Прямой эфир