Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Кинокритики открыли российский премиальный киносезон

Главным фильмом года, по мнению прессы, стала «Елена» Андрея Звягинцева
0
Кинокритики открыли российский премиальный киносезон
Режиссер фильма «Елена» Андрей Звягинцев. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Шалгин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В четверг вечером в одной из аудиторий Московского международного университета была вручена премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Тот факт, что цвет любимого критиками животного оказался в тренде, естественно, обыгрывался на церемонии. Говорили и о том, что, как перестройка началась с пятого съезда Союза кинематографистов, так и в этом году застрельщиком перемен выступил недавно созданный КиноСоюз, первый съезд которого летом проходил все в том же Международном университете.

Но во всем, что касается кинематографических предпочтений, «Слон», несмотря на свой революционный окрас, повел себя достаточно консервативно.

Радикальный артхаус оказался либо вообще вынесен за скобки  («Охотник» Бакура Бакурадзе даже не попал в номинации), либо ему приходилось удовлетвориться традиционной утешительной наградой «за оригинальный сценарий». Так в свое время было на «Оскаре» с «Криминальным чтивом» и так случилось на вчерашнем «Белом слоне» с «Шапито-шоу» Сергея Лобана, снятому им по сценарию, написанному в соавторстве с Мариной Потаповой.

В категории «Лучший дебют» искрометно маскулинное «Бабло» Константина Буслова уступило первенство женскому (слово «бабский» в данном случае звучало бы грубо, но, возможно, более точно) «Портрету в сумерках» Ангелины Никоновой с Ольгой Дыховичной в главной роли и по ее же сценарию. И странно было бы ожидать, чтобы критики обошли своим вниманием картину, ставшую в этом году лауреатом многочисленных международных кинофестивалей.

Почтение к работе Александра Миндадзе, фильму «В субботу», критическое сообщество выказало вручением приза за лучшую мужскую роль Антону Шагину. Тот же принцип проявления «оммажа» критики выбрали и по отношению к «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова. Сыгравшие здесь Дарья Екамасова и Алексей Серебряков получили призы за лучшую главную женскую и лучшую мужскую роль второго плана, соответственно.

Как это часто случается с картинами Александра Зельдовича, его новый фильм, «Мишень», собрал все премии аудиовизуального ряда: награды получили оператор Александр Ильховский, художники Юрий Хариков и Владимир Родимин и композитор Леонид Десятников.

Специальные призы достались «Борису Годунову» Владимира Мирзоева и «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского. Это картина прошлого года, но награду КиноСоюза получила только сейчас. Что вполне логично: в момент выхода фильма Попогребского на экраны новый союз еще не существовал.

Главным же триумфатором, как и ожидалось, стала «Елена» Андрея Звягинцева: призы за лучший фильм, режиссуру и лучшую женскую роль второго плана — Елена Лядова. Получая награду, Звягинцев сказал, что у него непросто складывались отношения с российским критическим сообществом, но наконец они достигли равновесия.

«Белый слон» — традиционно открывает сезон профессиональных кинематографических премий. В Америке по награждениям, которые предшествуют «Оскару», пытаются спрогнозировать премиальный расклад на главной церемонии года. У нас это вряд ли возможно, просто потому, что академических премий две — «Ника» и «Золотой орел». И у каждой свои идеологические и цеховые пристрастия. Крайне маловероятно, например, чтобы «Орел» в том или ином качестве отметил картину «Жила-была одна баба» — ее режиссер «из другого профсоюза». Эстетская «Мишень» с большой долей вероятности пролетит мимо премиального расклада обеих академий.

А вот «Елена», вполне возможно, будет награждена и там, и там. Уважение к ее автору в профессиональной среде уже переросло игру в «группировки». Кроме того, «Елена» ведь только числится по разряду артхауса, академиками не слишком любимого. На самом деле это фильм из той нормальной, средней (не в уничижительном смысле слова) ниши кинематографа, где нет ни радикальных экспериментов с киноязыком, ни аттракционов со спецэффектами. Это серьезное увлекательное кино для людей и про людей.

Еще одна особенность прокатного 2011-го — парад замечательных актерских работ. Роман Мадянов («Бабло»), Федор Бондарчук («Два дня»), Андрей Мерзликин (Гришка Отрепьев в «Борисе Годунове»), Надежда Маркина («Елена»), Ирина Розанова («Два дня») — выступили блестяще. И в конце концов их ненаграждение — лишь еще один повод вспомнить о том, что любая премия это всегда условность.   

Комментарии
Прямой эфир