Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Сколково» подкинут идей по суборбитальным технологиям

Международная ассоциация космического транспорта поможет российским ученым покорить космический рынок
0
«Сколково» подкинут идей по суборбитальным технологиям
фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

22 декабря космический кластер Фонда «Сколково» подписал соглашение о сотрудничестве с Международной ассоциацией космического транспорта (ISTA). В рамках соглашения ISTA будет проводить маркетинговые исследование рынка суборбитальных полетов и предлагать идеи для разработок в «Сколково».

— На наш взгляд, создание стартапов по потребностям суборбитальных технологий — это наиболее эффективная форма работы, — уверен Сергей Жуков, руководитель космического кластера Фонда «Сколково». — Благодаря такому формату работы все останутся довольны: ISTA покажет свою компетенцию, помогая западным компаниям удовлетворить их потребности. А мы сможем найти те направления работы, которые можно будет развивать и коммерциализировать.

ISTA была учреждена в 2010 году в Гааге. Организация призвана способствовать коммерческому трафику людей̆ и грузов в космос, а также развивать космическую правовую базу. В ряды ее членов уже входят фирмы и организации из Канады, США, Японии, России, Индии, Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Испании, Португалии, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Австралии, Бразилии, Мексики и Гонконга.

За маркетинговые исследования Сколково платить не будет. Фонд договорился с ISTA о том, что станет ее членом и будет платить только ежегодный членский взнос.

— После того как мы получим от них результаты исследования, мы сможем объявлять конкурс на создание такой технологии или найдем команду, готовую проводить необходимые нам исследования, — говорит Жуков. — Недавно в фонде мы проводили форсайт, который показал, что рынок суборбитальной космонавтики многообещающий не только в области туризма, но и в области технологий.

Вопросы коммерциализации стартапов по суборбитальным полетам сейчас активно прорабатываются юристами, финансистами и ключевыми партнерами Сколково.

В космическом кластере Фонда сейчас находится 16 резидентов, одобренных экспертами. Среди проектов, которые уже стали резидентами, нет ни одного, который бы занимался разрабаткой технологий для космического туризма. Однако Жуков рассказал, что одна заявка на создание одноступенчатой ракеты сейчас проходит экспертизу по существу.

Жуков убежден, что сотрудничество с ISTA своевременно, потому что в Сколково хотят создать суборбитальный центр. Предполагается, что в центре будут заниматься разработкой двигателей, систем жизнеобеспечения, систем управления и элементов наземной инфраструктуры. Чтобы эффективно разрабатывать и коммерциализировать технологии, резидентам «Сколково» необходимо владеть информацией о потребностях суборбитального рынка.

Эксперты убеждены, что если ISTA сможет давать объективную информацию, то это поможет развитию российской суборбитальной космонавтики.

— Количество перспективных идей по космической тематике в мире огромно, а вот у нас с этим бедновато, — говорит Иван Моисеев, руководитель Института космической политики. — В этом плане проект весьма актуален, и «Сколково» сможет быть полезным.

Однако Моисеев уверен, что организационная помощь нашим научным коллективам будет совсем не лишней, однако убежден, что полноценный проект запуска в космос туристов «сколковцам» не по зубам из-за высокой стоимости.

Генеральный директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения Геннадий Райкунов считает, что космический туризм не сможет помочь развитию российской науки.

— Одно дело коммерциализация, а совсем другое — высокая наука и технологии, — говорит Райкунов. — Коммереское использование готовых научных решений большую науку особо не продвинет, а в плане развития космического туризма, возможно, это и актуально.

Комментарии
Прямой эфир