Платформа «Кольская» оказалась дороже людей
Причиной масштабной трагедии платформы «Кольская» стал тот факт, что спасали не людей, а буровую установку. Об этом «Известиям» заявили родственники погибших бурильщиков и моряки с буксира «Нефтегаз-55». По их словам, руководство компании «Арктикморнефтегазразведка»
распорядилось в первую очередь спасать дорогостоящее оборудование. Эксперты подтверждают, что «Арктикморнефтегазразведка» и ранее нарушала правила транспортировки буровых.
33-летняя Наталья Дмитриева, дочь бункеровщика Михаила Терсина, управлявшего «Кольской», заявила о том, что руководство «Арктикморнефтегазразведки» намерено возложить всю вину за трагедию на ее отца. Теперь выжившие члены экипажа «Кольской» и участники спасательной операции помогают ей собирать информацию об аварии. Экипаж буксира «Нефтегаз-55» сообщил ей, что от «Арктикморнефтегазразведки» якобы был получен приказ в первую очередь спасать платформу.
— Когда платформа стала тонуть, начальство приказало экипажу не покидать ее. Люди до последнего откачивали воду и поэтому погибли, — рассказывает «Известиям» Наталья Дмитриева. — Экипаж можно было бы спасти, если бы вовремя началась эвакуация.
По словам Натальи, ее отец и капитан «Кольской» Александр Козлов до последнего момента отказывались от операции по буксировки платформы в зимнее время, ссылаясь на то, что это запрещено по всем правилам.
— Мой отец не хотел идти в этот рейс и писал жалобы во все инстанции о том, что буксировка была запрещена, — рассказывает «Известиям» дочь Козлова Анна Зубкова. Она заявила, что сама готова инициировать судебное преследование судовладельца.
По мнению родственников погибших членов экипажа, в первую очередь руководство «Арктикморнефтегазразведки» думало о стоимости платформы и поэтому могло пойти на нарушение закона. Эксперты оценивают стоимость «Кольской» в $150–200 млн.
— Это очень большие деньги, ради которых бизнесмены могли рискнуть, — говорит председатель Нефтегазстройпрофсоюза России по Мурманской области Ростислав Загородний. — В 2005 году в работе компании «Арктикморнефтегазразведка» уже выявляли нарушения в транспортировке персонала с нефтяных платформ.
Источники «Известий» в правоохранительных органах утверждают, что следователи сомневаются в документах об организации транспортировки «Кольской», которые им предоставила «Арктикморнефтегазразведка» и Морской регистр. Следователи намерены допросить руководство международной компании Noble Denton, представитель которой наблюдал за правильностью буксировки по просьбе страховой компании и пропал без вести во время крушения.
Как заявили в компании Noble Denton, пропажа коллеги стала для коллектива шоком.
— Особенно нас мучает неопределенность — никто не может подтвердить, жив ли он или умер, — говорит вице–президент Олаф Нагер. — Сейчас рабочего ждет семья — у него жена и двое детей. Мы держим с ними постоянную связь и утешаем чем можем.
Следователи подозревают, что копия плана операции для иностранцев была иной, в ней якобы предполагалось участие в транспортировке нескольких буксиров. Известно, что «Кольскую» тянули лишь один буксир и ледокол.
Сам Олаф Нагер уже готовится к допросу.
— У меня есть копия плана буксировки, поскольку наша фирма была вовлечена в процесс транспортировки, однако разглашать его я не могу, — объяснил «Известиям» Нагер.
Буровая платформа «Кольская» (приписана к порту Мурманска и принадлежит компании «Арктикморнефтегазразведка») затонула 18 декабря во время сильного шторма в Охотском море. Из 67 членов экипажа, находившихся на борту, удалось спасти только 14 человек. Погибшими значатся 16 человек. Остальные члены экипажа пропали без вести, и их поиски прекращены.