Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Объект транспортной инфраструктуры серьезно поврежден в Кривом Роге
Мир
Электро- и водоснабжение в Киеве почти восстановлено
Мир
Генсек НАТО признал, что помощь Украине дорого обходится жителям Евросоюза
Мир
Лавров выразил соболезнования супруге умершего главы МИД Белоруссии Макея
Интернет
Маск допустил увеличение числа пользователей Twitter до миллиарда
Мир
Пять человек погибли при крушении вертолета в Южной Корее
Мир
Во Франции призвали Зеленского платить за военную помощь Запада
Мир
В четырех областях Украины объявлена воздушная тревога
Мир
Die Welt узнала о планах компаний ФРГ перенести бизнес за границу из-за кризиса
Мир
Ким Чен Ын заявил о планах обеспечить КНДР мощнейшим ядерным ресурсом
Общество
В России выявили 59 случаев конго-крымской лихорадки в 2022 году
Мир
Экс-работник Белого дома заявил о способности РФ уничтожить Киев за день

Фильм «Без названия», но со смыслом

Объектом изящной сатиры режиссера Джонатана Паркера стало современное искусство
0
Фильм «Без названия», но со смыслом
Кадр из фильма. Источник: КиноПоиск
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат выходит фильм («Без названия»). 

«Здесь нет искусства, только художники» — эта надпись, в оригинале звучащая более складно (noart, onlyartists), украшала нынешним летом стену женского туалета в венецианском «Арсенале» — одной из главных мировых площадок современного искусства. И этот отзыв был еще из разряда комплиментарных.

Но ведь перед тем, как написать, например, его или вывести фломастером на крышке унитаза «contemporaryart» (coвременное искусство) и указать стрелочкой вниз, человек должен был оторвать несколько часов от просмотра проверенных веками шедевров, добраться до этой по венецианским меркам окраины, купить недешевый билет, ходить от экспозиции к экспозиции, размышлять...

Современное искусство, независимо от нашего к нему отношения, стало обязательным пунктом потребления для просвещенного сословия. А вот что это — грандиозное надувательство или попытки высечения новых смыслов — каждый решает для себя сам. К поиску ответа на непростой вопрос подключились режиссер Джонатан Паркер и сценаристка Кэтрин ди Наполи: авторы артхаусной комедии («Без названия») (Untitled) — именно так, в скобках, — которая выходит сейчас в российский прокат.

Героиня фильма Мадлен (Марли Шелтон), очень хорошенькая нью-йоркская интеллектуалка, владелица модной галереи, всей душой любит новое, прогрессивное и ненавидит рутину коммерческого искусства. Впрочем, в основе ее материального благополучия — прелестной квартиры-студии, галереи в престижном Челси, коллекции очков и нарядов от лучших мировых брендов — как раз успешная торговля коммерческим «ширпотребом». Точнее, картинами одного художника, Джоша Джейкобса (Эйтон Бейли).

Он создает полотна, которые являются пусть и не фигуративной, но, несомненно, живописью. Что уже само по себе большой минус с точки зрения современного искусства. Всякие галактики, звезды, цветовые пятна. Их по скромной цене — $10 тыс. за штуку, зато в изрядных количествах скупают отели, банки, офисы корпораций — словом, учреждения, в которых стены должны радовать глаз посетителя. Джошу мало такого рода успеха: он хочет выставку в модном месте, рецензии критиков, в общем — иного позиционирования. Причем желательно вкупе с благосклонностью самой галеристки. Но мечты его бесплодны.        

Для Мадлен, при всей ее сексапильности, существует только один вид возбуждения: интеллектуальный. И цветовыми пятнами его не вызвать. Другое дело, инсталляции, например, чучела животных, украшенные бижутерией, или объекты — такие как канцелярская кнопка, одиноко торчащая на белой гладкой стене.

Художник-таксидермист носит вельветовою шляпу, ощущает себя звездой и прекрасно освоил правила поведения на вернисажах. Того, который с кнопкой, еще только предстоит раскрутить. Но Мадлен это, безусловно, под силу. Теоретический базис подо все, что дорого ее прогрессивному духу, она умеет подводить не хуже наших закаленных в боях арт-критиков.

За что ее и выделил из толпы непризнанный «гений» Эдриан (Адам Голдберг), автор «предметной музыки»: симфоний, состоящих из звуков, издаваемых обычными бытовыми предметами. Он убежден, что мелодизм — это капиталистический заговор с целью продать как можно больше роялей. И Мадлен данную точку зрения конечно же разделяет.

Проблема в том, что за пределами музыки Эдриан — страшный ретроград. И обожаемых галеристкой авторов объектов и инсталляций считает в лучшем случае — сумасшедшими, в худшем — прохвостами. В общем, налицо производственный конфликт, на котором и держится интрига этой комедии.

А комедия действительно очень смешная. И, наверное, могла быть еще смешнее, если бы авторы решили по-настоящему оттоптаться на «contemporaryart», и подобно посетительнице венецианской Биеннале, спустить его в туалет, нарисовав указующую стрелку на крышке унитаза. Но этого они делать не стали. Слоган фильма — «У каждого свое мнение». А от ответа на вопрос, кто здесь гений, а кто мошенник, авторы элегантно ускальзывают.

«Девяносто пять процентов современного искусства не стоит принимать всерьез», — утверждает издатель «библии» contemporaryart, журнала Artforum, Чарлз Гуарино. Теоретически зрители («Без названия») могут тешить себя иллюзией, что им предъявлены как раз оставшиеся 5%. 

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир