Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Торговать не разрешат и под землей

Власти готовятся прокопать подземный город без торговых центров
0
Торговать не разрешат и под землей
Фото: REUTERS
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Схему развития подземного пространства Москвы начнут разрабатывать в начале 2012 года. Об этом сообщил глава департамента градостроительной политики Сергей Левкин. Он рассказал, что городское подземелье предложат освоить инвесторам, однако торговые площади там строить не разрешат.   

— Нет никаких идей разместить под землей торговые площади, — заявил Сергей Левкин. — Наша идея в том, чтобы это было частно-государственное партнерство. Потому что проекты очень тяжелые, нужно уйти глубоко вниз. А еще нужно продумать, как инвестору деньги возвращать.

Левкин пояснил, что власти готовы разместить под землей сервисные службы, магазины шаговой доступности (не супермаркеты), а также крупные инженерные сооружения. Однако это лишь отдельные проекты. По задумке властей, городское подземелье должно превратиться в отдельный «мини-город».

— Из метро можно попасть в университет, в театр, в цирк на Цветном бульваре, на парковку. И все это в одном большом пространстве, — рассказал чиновник.  

Заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ имени Ломоносова Дмитрий Хомяков назвал инициативу властей «проектом на дальнюю перспективу», рассказав, что городское подземелье до сих пор как следует не изучено, хотя власти пытаются это сделать последние десять лет.

— Прежде чем осваивать это пространство, нужно начать серьезные изыскания, — пояснил Хомяков. — Необходима детальная трехмерная карта всей территории. Без этого ни один ответственный инвестор не рискнет начинать работы.

Эксперт рассказал, что подземное пространство Москвы имеет ряд особенностей, которые осложнят работу строителям.

— Там серьезные инженерные коммуникации, метро, очень много закрытых объектов, сеть коллекторов, канализаций и так далее, — сообщил Хомяков. — Плюс сложная горно-геологическая обстановка. Москва находится частично в зоне известняков, поэтому возможны карстовые явления, когда эта порода разрушается и происходят провалы.

Эксперт вспомнил, что многие крупные подземные объекты в Москве не смогли построить. В частности, торговые центры на Павелецкой, Белорусской, Пушкинской площадях. Много проблем, по словам Хомякова, возникало и при реконструкции Ленинградки. Поэтому, он подчеркнул, что, изучив подземную территорию, власти могут еще и отказаться от ее освоения.

О том, что нестандартная площадка может напугать инвесторов, сообщил и аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов.

— На мой взгляд, поиск инвестора для такого проекта будет достаточно проблематичным, поскольку нет гарантий того, что эти площади потом удастся сдавать в аренду и получать доход, — пояснил он. — Наиболее привлекательным было бы размещение как раз торговых объектов. Ритейлеры бы охотно брали такие площади в аренду, но ограничения только на магазины шаговой доступности резко снижают круг потенциальных арендаторов.

В итоге Сафонов подчеркнул, что инвестор найдется, но большую часть расходов все равно придется финансировать бюджету города.

А директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International Галина Малиборская в свою очередь заметила, что инвестор вполне бы мог компенсировать расходы на подземном паркинге. Также бизнесменов, по ее словам, могли бы привлечь в проект дополнительные возможности от властей. Например, участки под другое строительство.

Между тем огромный потенциал в подземном пространстве Москвы уже давно разглядели специалисты Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ). Доцент института Сергей Зеге сообщил «Известиям», что есть проект, который будет точно выгоден инвестору и полезен властям.

— Речь о подземной автоматизированной парковке, — пояснил он. — Все говорят, что это очень дорого, но мы можем предложить дешевый вариант за счет применения новых российских технологий, — пояснил он. — Это автоматизированная парковка, у которой будет меньше расхода энергии, поскольку не нужно, чтобы там работала вентиляция и горело освещение. Просто темный ящик. Машино-место, построенное по традиционной технологии, стоит от 1 млн рублей и выше. А подземная парковка в центре города может обойтись в 600 тыс. и даже в 500 тыс. рублей за машино-место.  

Сергей Зеге подчеркнул, что под землей можно создать абсолютно любой объект. Полезным, по его мнению, могли бы быть отдельные площади для коммуникаций, чтобы инженерия не закапывалась в землю.

Комментарии
Прямой эфир