Прокуратуре неудобно за инвалидов
Сотрудники прокуратуры уличили крупнейшие московские аэропорты — Шереметьево, Домодедово и Внуково в нарушении прав инвалидов. В отношении аэропортов раньше подобных претензий не звучало, хотя в адрес авиакомпаний их было немало.
В частности, Московская транспортная прокуратура установила, что в терминалах отсутствуют специальные маршруты движения по территории аэропорта, не предусмотрены зоны отдыха и не установлены телефоны-автоматы, которыми могут пользоваться слабовидящие посетители, а также таксофоны для людей с ослабленным слухом. Нет стоек, предназначенных для обслуживания инвалидов-колясочников. Наконец, на автомобильных стоянках недостаточно мест для транспортных средств инвалидов.
В результате за все эти нарушения прокуроры выписали аэропортам штрафы на сумму более 190 тыс. рублей.
Как говорит генеральный директор «Аэропорт Инвестментс» и один из соавторов поправок
в Воздушный кодекс в части перевозок инвалидов Сергей Детенышев, выявленные нарушения касаются несоблюдения закона о социальной защите инвалидов.
Согласно этому закону, владельцы транспортной инфраструктуры и органы госвласти должны обеспечивать безбарьерную среду для людей с ограниченными физическими возможностями. Впрочем, отмечает эксперт, действующие сейчас правила размыты. По его данным, Минтранс инициировал разработку методики по повышению доступности транспорта для инвалидов лишь осенью этого года.
— Все московские аэропорты неоднократно заявляли, что они создали безбарьерную среду и готовы к соблюдению всех принципов Конвенции о правах инвалидов, — говорит Детенышев. — Тем не менее первая же проверка прокуратуры показала, что это не так.
Представители аэропортов говорят, что перечисленные прокуратурой нарушения уже устранены. Так, в аэропорту Внуково рассказали, что им предписание надзорного ведомства пришло еще примерно семь месяцев назад.
— Там были указаны незначительные нарушения, которые мы к этому времени уже устранили. Например, буквы на указателях были не того размера, — говорит представитель аэропорта. — После этого к нам приезжала делегация общества инвалидов, которая осталась довольна тем, как в аэропорту соблюдаются права инвалидов.
В терминале D аэропорта Шереметьево получили предписание прокуратуры в сентябре.
— Все погрешности и недоработки, выявленные в ходе проверки, были устранены, — отметили в ОАО «Терминал», управляющей компании терминала D. — Например, мы выделили ровно 10% парковочных мест на нашем многоярусном паркинге для машин инвалидов. Причем под эти цели были отведены самые удобные места.
В Домодедово говорят, что аэропорт установил телефоны-автоматы, которыми могут пользоваться слабовидящие посетители.
Для тех, кто передвигается на коляске, телефоны были размещены пониже. Кроме того, в аэропорту установлены низкие стойки для заполнения таможенных деклараций.
На парковках Домодедово было выделено 10% мест для транспортных средств людей с ограниченными возможностями. В дополнение к одному имеющемуся специальному лифту были закуплены еще четыре. Число сотрудников, обслуживающих инвалидов в аэропорту, было в 2011 году увеличено с 32 до 53 человек. Их услугами в этом году воспользовались уже 26,5 тыс. человек. Кроме того, было дополнительно закуплено 75 специализированных колясок.
В ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» от комментариев отказались.