Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В Минкультуры вычислили разницу между хорошим и плохим

По поручению президента министерство разработало критерии оценки культурных организаций
0
В Минкультуры вычислили разницу между хорошим и плохим
фото: РИА НОВОСТИ/Виктор Ахломов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Недавний приказ министра культуры № 1038 поставил точку с запятой в одном из «проклятых вопросов» культурной политики: как дать объективную оценку работе того или иного театра, оркестра, цирка. Проблема эта стала актуальной еще в 2002 году, с началом реформы бюджетной сферы, краеугольным камнем которой была объявлена работа на результат.

Сначала работать на результат пришлось исполнительной власти, но с принятием знаменитого 83-го ФЗ вирус целеустремленности заразил и сферу культуры. Теперь чтобы направить финансовый поток даже в лучший театр, нужно точно понимать, что получится на выходе — качественный продукт или имитация деятельности.

В социально-культурном пространстве работают только два более-менее весомых аргумента оценки: мнение профессионалов либо «глас народа». На практике и тот, и другой оказываются как минимум спорными. Сомневаться в умственных способностях и независимости критиков принято повсеместно, и прежде всего — в самом театральном цехе. Ориентироваться же на беспристрастный суд толпы в эпоху масс-медиа — все равно что проводить демократические выборы пастуха в овечьем стаде.

Грибоедовский вопрос о судьях поднял на прошлогодней встрече театралов с президентом Валерий Фокин. В итоге Дмитрий Медведев поручил Минкультуры разработать критерии качества в искусстве.

Министерство созвало специальную рабочую группу. По рекомендации Александра Калягина ее возглавил Лев Сундстрем, тогдашний ректор Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Вместе с ним критерии качества выясняли директор Музыкального театра Станиславского Владимир Урин, замдиректора Большого театра Антон Гетман, директор Института искусствознания Дмитрий Трубочкин и другие.

После полугодовой работы эксперты пришли к выводу, что им, экспертам, лучше не доверять судейский молоток в искусстве. Как сказал «Известиям» руководитель проекта Лев Сундстрем, «давать экспертные оценки, которые влияют на вопросы финансирования культурных организаций — дело неблагодарное и невозможное». Сундстрем привел пример, знакомый каждому: две рецензии на один и тот же спектакль с противоположными арифметическими знаками.

Поэтому из двух ориентиров решено держаться поближе ко второму — vox populi. Но критерий под названием «заполняемость зала» неизбежно гонит театральный корабль в бухту попсы. Рабочая группа учла эту опасность.

— В театральном творчестве должно быть место эксперименту, — уверен Лев Сундстрем. — Мы предлагаем дать театру право на экспериментальные постановки, которые не будут оцениваться с позиций посещаемости. Эта мера направлена в первую очередь не на столицы (у Додина, например, и так каждый спектакль — эксперимент), а на провинциальные театры.

Министерство культуры идею поддержало. Как сообщила «Известиям» начальник отдела театрального искусства Департамента современного искусства и международных связей Софья Апфельбаум, на эксперименты отпущено 20% спектаклей. В этом оазисе режиссеры могут воплощать свои заветные фантазии, не думая о прибыли.

Еще один шаг Минкультуры навстречу театралам — четкое разделение понятий «создание спектакля» и «показ спектакля». Первое не является услугой, а потому не подпадает под действие рационализаторских законов. Здесь все будет по-прежнему: театр подает заявку на желаемое количество премьер и получает соответствующее финансирование. Зато качество «показа спектакля» теперь полностью зависит от народного голосования рублем. Театры с мировым именем и пустыми залами больше не смогут почивать на лаврах привычно щедрого финансирования.

При этом Софья Апфельбаум не опасается, что театры начнут снижать цены на билеты ради заветной цифры «пассажиропотока»: «Как показывает практика, снижение цены не приводит к увеличению посещаемости. Напротив, зачастую на самых дорогих спектаклях залы забиты, а на дешевых — пустуют».

Свои критерии разработаны и для других культурных организаций. В библиотечном деле показателей качества шесть, в музейном — аж семь.

В музыке учет достижений осложняется тем, что у большинства коллективов нет своих концертных залов. Здесь эксперты остановились на трех критериях: динамика суммарной посещаемости (в сравнении с предыдущим годом), уровень цен на билеты (чем дороже — тем лучше) и — все-таки — мнение экспертного сообщества.

Из 25 видов культурных услуг лишь концерты решено оценивать с оглядкой на суд профессионалов. Музыкальную критику ждет расцвет.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...