«Хотелось снять комедию, но получилась все равно мелодрама»
В российском прокате «Елки-2» — продолжение прошлогоднего рождественского хита от Тимура Бекмамбетова. Как и первые «Елки», новый фильм состоит из нескольких переплетенных между собой новелл. На этот раз их шесть. Две — «Аэродром» и «Ромео и Алена» — снимал Александр Котт («Брестская крепость», «Подсадной», сериал «Бриллианты»). Перед выходом фильма в прокат один из самых востребованных российских режиссеров ответил на вопросы «Недели».
— Вы легко согласились на «Елки-2»? Все-таки это альманах, к тому же не вы монтировали свои новеллы в общий сюжет.
— Согласился сразу по двум причинам. Первая — именно потому, что это альманах, а мне нравится делать короткие истории. Вторая — я никогда не делал комедий, и мне захотелось попробовать себя в этом жанре.
— Но как раз ваши две новеллы — это скорее мелодрамы.
— Ну да, признаю — чистой комедии у меня и на этот раз не получилось.
— Студия «Базелевс» проводила «народный конкурс» сценариев для «Елок». Вам удалось прочесть то, что было прислано? Или вы сразу получили доведенный «до ума» профессиональными сценаристами вариант?
— Я не читал то, что пришло самотеком. И я соглашался даже не на готовые истории, а на темы. Сами же истории дорабатывались в процессе подготовки, съемок и даже монтажа. И это тоже было интересно.
— Говорят, если продюсеру Бекмамбетову приходит в голову новая идея, он может развернуть уже готовый проект на 180 градусов. Вас такой подход к работе не раздражал?
— Не раздражал, потому что изначально кино было одно, а на выходе получилось совершенно другое. Изменилось в лучшую сторону. Это я и называю реальным творчеством.
— В ваших новеллах заняты звезды старшего поколения: Алексей Петренко, Владимир Меньшов. Как они восприняли проект и вас — совсем еще молодого режиссера?
— Нормально восприняли. Петренко — простой в общении человек и при этом потрясающий артист. Оставалось только смотреть и восхищаться. С Меньшовым тоже все было хорошо, тем более мы с ним были уже раньше знакомы: он снимался у моего брата (режиссера Владимира Котта. — «Известия») в большом проекте — «Москва, Центральный округ». Так что на площадке возникло полное взаимопонимание.
— Тогда откройте секрет. Откуда у героя Меньшова, который живет в тайге, такой тропический загар?
— Это отдельная тема. Мы снимали летом. Это летний отпускной загар, и с ним уже ничего нельзя было поделать.
— Насколько мне известно, большинство эпизодов в фильме снимали на зеленом фоне — хромакее. А потом на компьютере дорисовывали фон заснеженного Петербурга, других городов.
— Я тоже часть сцен снимал на хромакее, но ни одна из них в фильм не вошла. А все, что вошло, мы снимали в настоящем самолете, на настоящем летном поле, которое искусственно заснеживали. А сцены новеллы «Ромео и Алена» — в полицейском участке. Так что мне в этом смысле повезло.
— Тимур Бекмамбетов первым ввел моду на участие в кино медийных лиц. Но в ваших новеллах заняты только профессиональные актеры. Это ваша принципиальная позиция?
— Нет, просто у нас очень актерские истории, и они должны быть разыграны прекрасными артистами. Кроме Алексея Петренко, Владимира Меньшова, Сергея Безрукова, Карена Бадалова это еще и дебютанты, герои истории «Ромео и Алена». Тимур Орцуев учится в РУТИ. Алена Константинова тоже студентка театрального вуза.
— Сергей Безруков, который играет милиционера, отца Алены, рассказывал об этой своей роли. Его герой спрашивал влюбленного в дочь юношу: «Ты откуда?» — «Из Грозного». — «С какой улицы?» — «С такой-то». — «А я на этой улице в 94-м...» И так далее. Этот диалог вошел в фильм в урезанном виде.
— У нас все-таки рождественская, праздничная история. А этот диалог придавал бы ей совсем другой оттенок. К тому же Безруков играет так, что все понятно и без лишних объяснений.
— В основе «Аэродрома» — ставшая уже легендарной история про то, как летчики посадили самолет в тайге. Вы не хотели бы снять «полный метр» на эту тему?
— Честно говоря, нет. Хотя я знаю, что уже существует очень неплохой сценарий. Но ведь тот человек, который в течение многих лет не давал уничтожить взлетную полосу, делал это тихо, без пафоса. И не хочется превращать живого человека в памятник. Все и так его знают, любят, восхищаются.
— Если вам предложат принять участие в третьих «Елках», пойдете?
— Думаю, да. Мне понравилась эта работа.
«Елки-2» — в прокате с 15 декабря.