Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Албания экстрадирует избившего битой пенсионера россиянина
Экономика
Мосбиржа приостановила торги на фондовом рынке
Мир
Украинский офицер сообщил о критической нехватке боеприпасов в рядах ВСУ
Политика
Путин подписал закон об индексации военных пенсий
Общество
В ГД внесли законопроект об исполнении решения призывной комиссии в течение года
Армия
Силы ПВО уничтожили семь дронов ВСУ над Крымом и акваторией Черного моря
Общество
Дело возбудили в отношении мужчины после нападения на женщин в храме Подольска
Спорт
Чемпион ОИ Вальнес заявил об обиде из-за участия Большунова в гонке в Италии
Общество
Адвокат Винника рассказал о прибытии самолета с россиянином в Москву
Общество
В МВД предупредили о фейковых уведомлениях от трудовой инспекции
Экономика
В России резко выросла разница курсов при покупке и продаже доллара
Мир
Фермеры сорвали визит британского премьера Кира Стармера
Общество
Путин поручил представить предложения по улучшению мер по ликвидации разливов нефти
Мир
Трамп сообщил о желании предложить КНР и РФ сократить оборонные бюджеты на 50%
Общество
В ГД внесли проект об увеличении штрафа за неоповещение военкомата о переезде
Политика
Экс-премьера Франции Кастекса задержали по подозрению в растрате средств
Общество
Глава русской общины Молдавии осудила закрытие культурного центра РФ

В храме Христа Спасителя Рождество продлится до марта

Год Италии в России завершит выставка неаполитанских вертепов XVIII века
0
В храме Христа Спасителя Рождество продлится до марта
фото: Александра Сопова/ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

12 декабря в музее храма Христа Спасителя в Москве поселились пастухи и их подопечные — овцы с ягнятами, ослы и козы; здесь же — более привычные для храмового пространства ангелы, Святое Семейство и чародеи-волхвы, идущие вслед за рождественской звездой. Умильные морды пастушьих собак, вздыбленная в испуге лошадь, простоватые крестьяне, дети оборванцев и отпрыски богачей — все устремлены к центральной в композиции пещере, где лежит в яслях младенец Иисус. Итальянский скульптор в XVIII веке специально посещал принадлежавшую Бурбонам псарню — делать наброски с гончих, потом — шел в отведенный для королевской охоты лес: подстерегать оленей и ланей.

В музее сделали целый маршрут, конечная цель которого — «палестинский вертеп» ХХI века. Современный итальянский художник Роберто Ванадиа воссоздал Святую Землю той эпохи, придерживаясь всех известных антропологических и исторических фактов.

Автор вырастил на склонах миниатюрного холма множество масличных деревьев, зажег в домах окрестных жителей свет, пустил коз обдирать придорожные кусты, привел волхвов и пастухов поклониться младенцу. Этот вертеп, выставленный без стекла, будет особенно интересен маленьким посетителям.

В темных нишах-витринах в зале музея выхвачены светом слегка женственные фигуры ангелов и младенчески-пухлые лица херувимов. Небесное воинство сообщает изумленным пастухам о рождении царя царей. Напротив — живопись и графика мастеров итальянского барокко из собрания неаполитанского музея Сан Мартино на те же рождественские темы.

Самостоятельной жизнью живет третья, после Рождества и сцены с пастухами, сцена вертепа — таверна: это та самая гостиница, где не хватило места Иосифу и Марии, когда они пришли на перепись в Вифлеем. В Евангелии она едва упомянута, но итальянские художники XVIII века уделяют ей по меньшей мере столько же — если не больше — внимания, чем поклонению волхвов или явления ангелов пастухам.

Куклы-герои в таверне болтают, пьют, играют в карты, слушают музыку — по смыслу эти сцены противоположны рассказу о таинстве рождения Спасителя. Насмешливые лица тучных хозяев харчевни усеяны бородавками — так итальянские художники намекали на чертовщинку в характере персонажей.

Изображение гостиницы придает палестинским сценам бытовой колорит Апеннинского полуострова: двухэтажное здание напоминает постоялые дворы неаполитанского района Позиллипо, бродячие музыканты — это выходцы из деревни Виджано в Калабрии, а на верхнем этаже по итальянской традиции устроена голубятня. Ювелиры и портные получали особые заказы на изготовление миниатюрных костюмов и аксессуаров.

Выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века» завершает год культурного обмена между Россией и Италией и продлится до 8 марта.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир