Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Москве полицейские ликвидировали нарколабораторию
Мир
Лавров заявил о превышении Столтенбергом полномочий из-за слов об ударах по РФ
Мир
МИД Абхазии назвал популистским заявление Кобахидзе о планах вернуть республику
Общество
Суд оставил генерал-майора Попова в СИЗО
Политика
Комитет ГД одобрил штрафы до 600 тыс. рублей за пропаганду наркотиков
Мир
Латвия выдала 34 указания на выезд не подавших документы на ВНЖ россиян
Общество
Москву в ближайшие дни «закружит» тополиная метель
Мир
Гуцул заявила о своей невиновности по делу о финансировании партии
Авто
Комитет Госдумы одобрил законопроект о штрафах для электросамокатчиков
Мир
ФБР расследует пропажу сотен артефактов из Британского музея
Мир
Комитет парламента Грузии преодолел вето президента на закон об иноагентах
Мир
Путин назвал впечатляющими темпы развития экономических связей РФ и Узбекистана
Общество
Нанесший 60 ножевых ударов девушке молодой человек расплакался в суде в Самаре
Мир
В НАТО потребовали от Столтенберга ясности по поводу фонда в €100 млрд для Киева
Политика
В Госдуме отреагировали на планы ЕС провести саммит по Украине с участием России
Мир
В Израиле начали расследование гибели людей при ударе по лагерю беженцев в Рафахе
Экономика
Стало известно об увеличении Евросоюзом закупок железа, стали и алюминия из РФ

В храме Христа Спасителя Рождество продлится до марта

Год Италии в России завершит выставка неаполитанских вертепов XVIII века
0
В храме Христа Спасителя Рождество продлится до марта
фото: Александра Сопова/ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

12 декабря в музее храма Христа Спасителя в Москве поселились пастухи и их подопечные — овцы с ягнятами, ослы и козы; здесь же — более привычные для храмового пространства ангелы, Святое Семейство и чародеи-волхвы, идущие вслед за рождественской звездой. Умильные морды пастушьих собак, вздыбленная в испуге лошадь, простоватые крестьяне, дети оборванцев и отпрыски богачей — все устремлены к центральной в композиции пещере, где лежит в яслях младенец Иисус. Итальянский скульптор в XVIII веке специально посещал принадлежавшую Бурбонам псарню — делать наброски с гончих, потом — шел в отведенный для королевской охоты лес: подстерегать оленей и ланей.

В музее сделали целый маршрут, конечная цель которого — «палестинский вертеп» ХХI века. Современный итальянский художник Роберто Ванадиа воссоздал Святую Землю той эпохи, придерживаясь всех известных антропологических и исторических фактов.

Автор вырастил на склонах миниатюрного холма множество масличных деревьев, зажег в домах окрестных жителей свет, пустил коз обдирать придорожные кусты, привел волхвов и пастухов поклониться младенцу. Этот вертеп, выставленный без стекла, будет особенно интересен маленьким посетителям.

В темных нишах-витринах в зале музея выхвачены светом слегка женственные фигуры ангелов и младенчески-пухлые лица херувимов. Небесное воинство сообщает изумленным пастухам о рождении царя царей. Напротив — живопись и графика мастеров итальянского барокко из собрания неаполитанского музея Сан Мартино на те же рождественские темы.

Самостоятельной жизнью живет третья, после Рождества и сцены с пастухами, сцена вертепа — таверна: это та самая гостиница, где не хватило места Иосифу и Марии, когда они пришли на перепись в Вифлеем. В Евангелии она едва упомянута, но итальянские художники XVIII века уделяют ей по меньшей мере столько же — если не больше — внимания, чем поклонению волхвов или явления ангелов пастухам.

Куклы-герои в таверне болтают, пьют, играют в карты, слушают музыку — по смыслу эти сцены противоположны рассказу о таинстве рождения Спасителя. Насмешливые лица тучных хозяев харчевни усеяны бородавками — так итальянские художники намекали на чертовщинку в характере персонажей.

Изображение гостиницы придает палестинским сценам бытовой колорит Апеннинского полуострова: двухэтажное здание напоминает постоялые дворы неаполитанского района Позиллипо, бродячие музыканты — это выходцы из деревни Виджано в Калабрии, а на верхнем этаже по итальянской традиции устроена голубятня. Ювелиры и портные получали особые заказы на изготовление миниатюрных костюмов и аксессуаров.

Выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века» завершает год культурного обмена между Россией и Италией и продлится до 8 марта.

Комментарии
Прямой эфир