В храме Христа Спасителя Рождество продлится до марта


12 декабря в музее храма Христа Спасителя в Москве поселились пастухи и их подопечные — овцы с ягнятами, ослы и козы; здесь же — более привычные для храмового пространства ангелы, Святое Семейство и чародеи-волхвы, идущие вслед за рождественской звездой. Умильные морды пастушьих собак, вздыбленная в испуге лошадь, простоватые крестьяне, дети оборванцев и отпрыски богачей — все устремлены к центральной в композиции пещере, где лежит в яслях младенец Иисус. Итальянский скульптор в XVIII веке специально посещал принадлежавшую Бурбонам псарню —
делать наброски с гончих, потом — шел в отведенный для королевской охоты
лес: подстерегать оленей и ланей.
В музее сделали целый маршрут, конечная
цель которого — «палестинский вертеп» ХХI века. Современный итальянский художник
Роберто Ванадиа воссоздал Святую Землю той эпохи, придерживаясь всех
известных антропологических и исторических фактов.
Автор вырастил на склонах миниатюрного холма множество масличных
деревьев, зажег в домах окрестных жителей свет, пустил коз обдирать
придорожные кусты, привел волхвов и пастухов поклониться младенцу. Этот
вертеп, выставленный без стекла, будет особенно интересен маленьким
посетителям.
В темных нишах-витринах в зале музея выхвачены светом слегка женственные фигуры ангелов и младенчески-пухлые лица херувимов. Небесное воинство сообщает изумленным пастухам о рождении царя царей. Напротив — живопись и графика мастеров итальянского барокко из собрания неаполитанского музея Сан Мартино на те же рождественские темы.
Самостоятельной жизнью живет третья, после Рождества и сцены с пастухами, сцена вертепа — таверна: это та самая гостиница, где не хватило места Иосифу и Марии, когда они пришли на перепись в Вифлеем. В Евангелии она едва упомянута, но итальянские художники XVIII века уделяют ей по меньшей мере столько же — если не больше — внимания, чем поклонению волхвов или явления ангелов пастухам.
Куклы-герои в таверне болтают, пьют, играют в карты, слушают музыку — по смыслу эти сцены противоположны рассказу о таинстве рождения Спасителя. Насмешливые лица тучных хозяев харчевни усеяны бородавками — так итальянские художники намекали на чертовщинку в характере персонажей.
Изображение гостиницы придает палестинским сценам бытовой колорит Апеннинского полуострова: двухэтажное здание напоминает постоялые дворы неаполитанского района Позиллипо, бродячие музыканты — это выходцы из деревни Виджано в Калабрии, а на верхнем этаже по итальянской традиции устроена голубятня. Ювелиры и портные получали особые заказы на изготовление миниатюрных костюмов и аксессуаров.
Выставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века» завершает год культурного обмена между Россией и Италией и продлится до 8 марта.