Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Новая система тарификации в электроэнергетике должна учитывать интересы всей экономики России

Последние 10 лет реформы российской экономики проходили более-менее ровно
0
Новая система тарификации в электроэнергетике должна учитывать интересы всей экономики России
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пикин Сергей Сергеевич – директор Фонда энергетического развития.Родился в 1979 г. Закончил бакалавриат и магистратуру экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2002 – 2007 гг. работал в НП «Администратор торговой системы» (НП «АТС»). Участвовал в разработке концепции правил оптового рынка электроэнергии (мощности) и сопутствующих нормативных документов. Участвовал в организации информационно-аналитической системы на рынке и системы внешних коммуникаций, создании и продвижении системы аттестации профессиональных участников оптового рынка, проведении обучающих мероприятий для участников оптового рынка, представителей органов власти, инвестиционных аналитиков и журналистов. С 2007 г. – директор Фонда энергетического развития.
В настоящее время занимается разработкой методик и системы долгосрочного прогнозирования на рынке электроэнергии и мощности России. Также участвует в организации инжиниринговых проектов в области новых генерирующих и сетевых объектов.

Конечно, в различных отраслях были свои особенности, но таких метаний, как в электроэнергетике, не наблюдалось нигде. Достаточно сказать, что даже основополагающие документы этой важнейшей отрасли менялись почти двадцать раз, а если посмотреть различные инструкции, положения и рекомендации, то они выдержали сотни правок-редакций. Зачастую пояснения того, что в данном документе меняется по сравнению со всеми многочисленными предыдущими изменениями, – некая преамбула очередного постановления – по объему превосходят сам исходный документ. Разобраться в этой «китайской грамоте» могут только специалисты, глубоко погруженные в тему.
Несмотря на такие изменения, действенность нормативной базы отрасли по-прежнему оставляет желать лучшего. Проиллюстрировать это утверждение можно всего одним фактом: в стране нет эффективного механизма взимания долгов с потребителей электроэнергии. Долги потребителей перед гарантирующими поставщиками (ГП) составляют более 150 млрд рублей, причем около трети этих средств являются «мертвой» задолженностью. Сумма более чем внушительная для любого государства.

Что делают в этой ситуации ГП, которым нужно покупать энергию у генерации и оплачивать услуги сетевых компаний? Закрывают эти бреши за счет своих и заемных средств. Но никак иначе поступить нельзя: если ГП не перечислит деньги генерации, то электроэнергию не получат и добросовестные плательщики.

Суть отлаженного механизма по созданию надежного энергоснабжения потребителей заключается не в простой перекачке денег из кармана сбытовых компаний (потребителей) производителям электроэнергии, сетевым компаниям. Это целый бизнес-процесс, в течение которого происходит несколько операций: купля-продажа электроэнергии, закупка топлива, поддержание электрооборудования (и сетевого, и генерирующего) в работоспособном состоянии, модернизация оборудования и совершенствование технологий. В конечном итоге задача этого механизма – получить качественную электроэнергию и обеспечить ею потребителя в необходимые сроки в нужном месте.

Тарифы на электроэнергию растут, такова реальность. Генерирующим компаниям необходимо ремонтировать и обновлять свое оборудование, а еще нужно ремонтировать и развивать сетевой комплекс, ставить новые подстанции. На все нужны колоссальные средства, а не делать этого нельзя – износ оборудования в целом по отрасли приближается к критическим параметрам. Гарантирующие поставщики – начальное звено этой цепочки. Они не только собирают деньги с потребителей, но и перераспределяют полученные средства между другими компаниями отрасли. А неплатежи подрывают надежность функционирования всей энергетики. Вспомним неплатежи 90-х годов, когда регулярно происходили различные ограничения потребителей. И лишь в начале 2000-х платежи пошли. Правда, в результате принятых жестких мер.

Любой разрыв в цепочке надежного электроснабжения в конечном итоге приводит к недофинансированию всей системы, возникновению и развитию аварийной ситуации в отдельном регионе или в целом по стране.

Но даже в условиях роста тарифов рачительные хозяева имеют возможность минимизировать свои затраты на электроснабжение. Федеральный закон от 23.11.2009 №  261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», можно сказать, «пошел в народ». Так как при реализации необходимых мероприятий все напрямую смогли почувствовать его экономическую эффективность! Конечно, мероприятия окупаются не моментально, но каждый сам может рассчитать период окупания таких затрат.

Приведу всего один пример, как предприятия могут платить меньше. На энергетическом рынке продаются два товара: потребляемая мощность и собственно электроэнергия. В разные часы электроэнергия стоит по-разному, так как нагрузка на систему имеет свои временные пики. Утренний пик – все встают, включают телевизор, варят кофе и собираются на работу. Вечерний пик – люди приходят домой, готовят еду, опять-таки смотрят телевизоры, включают стиральные машины и т. д. Соответственно, в эти часы начинают работать наиболее дорогие тарифы. А вот ночью электроэнергия значительно дешевле, так как для удовлетворения спроса в системе можно задействовать наиболее дешевые источники электроэнергии.

Что делает в этой ситуации грамотный бизнесмен? Естественно, он заинтересован провести некие мероприятия, с тем чтобы в пиковые часы его компания потребляла по минимуму, а в дешевые часы – по максимуму. Система такого дифференцированного учета мощностей называется ЧЧИ (число часов использования мощности). Задумывалась она как возможность более рационального использования энергосистемы страны с возможностью более равномерного потребления и задействования более дешевых энергомощностей.

Но на практике такой разумный подход наблюдается далеко не всегда, особенно в этом смысле «запущена» ситуация у непромышленных потребителей. К сожалению, для таких потребителей понятие энергоэффективности так и осталось на бумаге. Многие, как это ни печально, вообще не в курсе, что такое ЧЧИ и «с чем его едят»!

Однако платить мень­ше за электроэнергию хотят все. За последнее время было предложено несколько способов снизить счета за электроэнергию. Во-первых, отменить штрафы за недобор и перебор энергии. Во-вторых, повысить «прозрачность» деятельности ГП. В-третьих, принципиально изменить систему тарификации отбираемых мощностей.

Пойдем по пунктам. О штрафах. Действительно, когда-то давно ГП имели право штрафовать потребителей, если они не уложились в 2%-ную «вилку» по отбору мощностей, причем наказание за недобор было существенно выше, чем за перебор. Но уже несколько лет действующие правила розничных рынков напрямую запрещают подобные пункты в договорах энергоснабжения. Постановление Правительства РФ № 877 от 4 ноября 2011 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке» с 1 декабря 2011 года окончательно в законодательном порядке отменило штрафы в принципе.
Этот же документ решил вопрос с «прозрачностью». ГП теперь, опять-таки с 1 декабря сего года, должны публиковать на своих официальных сайтах более подробную информацию о своей деятельности. И это тоже правильно!

А вот с третьим пунктом все куда сложней. Вместе с требованиями облегчить нагрузку на малый и средний бизнес каким-то образом возникла попытка отменить ЧЧИ, то есть коренным образом изменить принципы тарификации.

Определено, что потребляемая мощность будет считаться не по ЧЧИ, а по некому среднему для каждого региона показателю, вычисленному по пикам потребления. Те, кто имеют неровный график потребления и те, кто провел мероприятия и сделал его более равномерным, оказываются в одинаковых условиях.

Иными словами, все мероприятия по энергоэффективности становятся совершенно ненужными, а ФЗ №  261 можно смело отправлять в корзину. Зачем тратиться на оптимизацию потребления, уходить от пиков, когда все равно считается некая средняя величина? Более того, установленные в последнее время электрические счетчики оказываются не только бесполезными, но даже экономически невыгодными. Полный разворот в логике энергоэффективности страны.

И крушение планов правительства по повышению энергоэффективности – только часть проблемы, которая может возникнуть. Если компании не будут иметь стимулов отбирать меньше мощностей в пиковые часы, то загрузка энергосистемы в эти промежутки времени начнет расти, начнут работать более дорогие ранее невостребованные электростанции, что грозит сбоями в цепочке надежного энергоснабжения страны.

Причем пострадают именно крупные предприятия, имеющие более-менее ровный график потребления. Предполагается, что при этом затраты на электроэнергию для малого и среднего бизнеса сократятся примерно на 5%. С учетом того, что платежи этого бизнеса за электроэнергию составляют далеко не самую существенную долю во всей энергетике России, убытки, которые могут понести крупные компании, перевесят. В целом для экономики никто это решение не просчитывал. У нас очень многие постановления и решения правительства выходят без подсчетов, а через несколько месяцев начинаются разборки: а кто же это допустил? Что мы в конечном итоге получим с точки зрения затрат для этого класса потребителей? Пока сложно прогнозировать.

В такой ситуации напрямую сократится выручка сбытовых компаний, что понизит их возможности для кредитования кассовых разрывов, возникающих во многом из-за неплатежей. И буквально в ближайшие 3-6 месяцев мы сможем увидеть череду банкротств сбытовых компаний. И это еще до вступления в силу поправок, связанных с изменением правил оплаты электроэнергии с 1 апреля 2012 года, когда как будто наступит манна небесная для потребителей.

Есть основания полагать, что ряд сбытовых компаний до этого момента могут не дожить. Кто будет дальше работать с потребителями? Часто говорят, что это могут быть сетевые компании. Но у сетевых компаний нет ни механизма сбора денег, ни специалистов. Да и розничный рынок они не особенно понимают, поскольку работают в сегменте передачи электрической энергии. В результате мы получим не просто монополиста в лице ГП региона, а мегамонополиста, контролирующего и рубильник, и денежные потоки, со всеми возможными вытекающими для потребителя рисками такого положения.

Конечно, после выборов, возможно, что-то будет существенно изменено в правилах работы розничного рынка электроэнергии. Председателем правительства РФ дано распоряжение подготовить и согласовать новую версию правил розницы. Остается ожидать, что прогнозируемые мной последствия будут учтены в итоговом документе и отрасль продолжит поступательное движение с сохранением надежного энергоснабжения за минимальные деньги.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...