Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Памятник в конце тоннеля

В метрополитене пока не рискуют озвучить стоимость ремонта на станции «Автово» — слишком велика цифра
0
Памятник в конце тоннеля
Интерпресс/Андрей Котов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В обновленном виде станция-памятник предстанет взору пассажиров уже в 2012 году. Напомним, что «Автово» — один из двух узлов Петербургского метрополитена (второй — «Площадь Восстания»), имеющих статус объектов культурного наследия и состоящих на учете в КГИОП. Сейчас там завершаются работы по капитальному восстановлению потолка. Его начали в 2010 году вслед за укреплением стен и тоннелей: из-за протечек и постоянной вибрации на станции стали разрушаться фрагменты лепного декора и розеток, и КГИОП оперативно дал добро на ремонт и реставрацию.


— Работа поистине титаническая, — говорит начальник Службы тоннельных сооружений ГУП «Петербургский метрополитен» Дмитрий Бурин. — Нам предстояло восстановить водонепроницаемость конструкций общей площадью более 2500 кв. метров. Чтобы заполнить все поры и пустоты в бетоне, мы провели гидроизоляционные работы — в дыры нагнетались цементный раствор и специальная полиуретановая смола. Плюс к тому потолок практически пришлось собрать заново. Если в цифрах, то это 66 кессонов, 113 плоских панелей и 88 пристенных панелей. Все элементы мы складывали по принципу конструктора. И можно сказать, что в этом плане нам пришлось применить особую, в чем-то даже уникальную технологию.

Весь ремонт проходил в условиях работающей станции. Прямо на перроне, за ограждением, ремонтники открыли настоящий цех по производству кессонов и плоских панелей. Процесс напоминал выпечку фигурного печенья, только вместо теста использовался стеклофибробетон, которым заполняли вырезы в полиуретановой форме. 


— Этот материал намного легче обычного бетона, к тому же официально разрешен к применению при реставрации памятников архитектуры, — говорит Бурин. — В итоге мы на месте строили изделия с архитектурными элементами, которые не надо было приклеивать. Да еще от логистических затрат избавились. Подобная технология в метро применялась впервые.


Удивительным является и то, что все реставрационные работы на станции «Автово» ведутся прямо над головами пассажиров и идущими внизу поездами. Добиться этого удалось за счет сооружения специальных подвесных передвижных подмостков, по которым и ходят строители. 


Кстати, после демонтажа потолка «Автово», когда открылись несущие конструкции, строители нашли своеобразный «клад»: действующую электрическую лампочку, изготовленную в середине прошлого века (сама станция работает с 1955 года). Еще двуручную пилу и страницу газеты «Правда» тех лет. Газетный листок был изрядно промаслен, хотя текст передовицы, призывающей к ударному труду, прекрасно сохранился. Реликвии передали в музей метрополитена.


По плану в обновленном и отреставрированном виде станция «Автово» предстанет уже через год. По словам Дмитрия Бурина, на начало ноября на станции уже был полностью закончен демонтаж потолка, завершены работы по его гидроизоляции, полным ходом идет монтаж и изготовление всех плоских панелей и кессонов.  


Заканчивается и реставрация уникальных люстр, ставших одним из главных украшений «Автово». Сначала 29 люстр, весом по 350 кг каждая, строители осторожно демонтировали. В цеху им заменили патроны и электрические провода, отслужившие уже 56 лет, поставили новую арматуру. Сломанные пики из горного хрусталя на люстрах сейчас меняются на новые. А все стеклянные детали моют, чистят и покрывают специальным лаком.  


Впереди у ремонтников реставрация прославленных стеклянных колонн, которые давно уже стали одной из визитных карточек Петербурга. Колонны на станции «Автово» необычные — они облицованы декоративным стеклом так, что свет, преломляясь в гранях, создает эффект свечения изнутри. Однако стекло, как и любой другой материал, тоже имеет свой предел прочности.  


— Сейчас мы нашли на колоннах 88 поврежденных элементов. К счастью, технология изготовления уникальных стекол не утеряна и ею владеют выходцы из бывшего Мухинского училища. Так что мы восстановим этот элемент убранства станции в первозданном виде, — уверен Дмитрий Бурин. 


Пресс-секретарь Петербургского метрополитена Юлия Шавель подтвердила музейную сложность этих работ всего одной цифрой: изготовление вручную каждой плитки уникального стекла обходится метрополитену примерно в 200 тысяч рублей. 
Озвучить полную стоимость ремонтно-восстановительных работ в метрополитене пока не рискуют: слишком велика цифра.

Комментарии
Прямой эфир