Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«За год наша аудитория выросла в два раза»

Руководитель проекта «Одноклассники» Илья Широков — о том, почему он не боится Facebook и как вернуть людей в социальную сеть
0
«За год наша аудитория выросла в два раза»
Илья Широков, фото: РИА НОВОСТИ/Алексей Куденко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

— Сколько всего в «Одноклассниках» пользователей и какой их средний возраст?

— Всего в сети зарегистрировано 120 млн пользователей, в день «Одноклассники» посещает около 26 млн человек. За год их количество выросло в два раза. Большая часть из них — 60% — это жители России. 20% — из стран СНГ, 40% — остальные. 

— Есть ощущение, что в «Одноклассниках» сидят люди старшего возраста, у которых есть не только дети, но уже и внуки...

— Нет, на самом деле в «Одноклассниках» большая часть аудитории — это пользователи 25–35 лет. У многих молодых активных пользователей интернета из столиц складывается такое впечатление, потому что статистически «Одноклассниками» больше пользуется региональная аудитория. Сейчас вообще большинство новых пользователей регистрируется из небольших городов — где интернет стал доступен не так давно. То есть рост происходит за счет проникновения интернета. И новые пользователи покупают компьютеры, чтобы дома сидеть в «Одноклассниках».

— Покупают компьютер, чтобы зайти в «Одноклассники»? Как это?

— Для пользователей это очень удобная возможность общаться. Социальная сеть очень  понятна. Вот они перед тобой — имена, фотографии, люди. Все просто! Наша главная задача — общение, а не ярмарка тщеславия — просто регистрируйся и общайся. Тем более сейчас регистрация бесплатная, не надо даже почту свою указывать. Кстати, когда я полтора года назад пришел в «Одноклассники», некоторые вещи, например та же регистрация, были за деньги. Но мы решили, что это должно быть бесплатно. 

— Как же — а подарки у вас платные, и за оценку «5+» надо платить!

— С «5+» была интересная история: мы, когда отменили платную регистрацию, решили и оценку сделать бесплатной, так пользователи тут же набросились и начали ставить эти оценки. Серверы не выдерживали! Потом мы вернули «5+» за деньги. Потому что эта оценка — как символ особого внимания, что ли. Вот если ты подойдешь к девушке на улице познакомиться просто так или с букетом цветов — есть же разница. И тут так же. Это знак внимания! 

— Вы говорите о том, что аудитория за год выросла почти в два раза. Как это получилось?

— Здесь две причины: первая — количество пользователей интернета в России растет, поэтому увеличивается и количество тех, кто заходит в соцсети. Вторая — мы возвращали наших старых пользователей. Старались делать интерфейс удобнее и лучше, вводили новые сервисы, делали общение более легким. Например, раньше приходило несколько отчетов об активности пользователей, теперь приходит один в день. Стало проще загружать фотографии. Появились также новые возможности, например группы. С ними было сложнее всего, так как у нас сотрудники разделены на небольшие подразделения, каждая работает в своем сегменте. Так вот, команду разработчиков групп приходилось полностью менять два раза в год — люди никак не могли сделать хороший сервис.

— Вернемся к пользователям. В каких регионах сейчас их больше всего?

— Очень много на Юге России, в Краснодаре и на Кавказе, а еще — на Дальнем Востоке. Причем там еще и много пользователей сидят в «Одноклассниках» с мобильных устройств — всего их около 7 млн.

— С iPhone?

— Нет, с обычных недорогих телефонов. По нашим данным, 70% пользователей пользуются браузером «Опера» и заходят не со смартфонов, а с обычных телефонов. С Android и iPhone — всего по 1% людей заходит. 

— Отличается как-то активность пользователей с компьютера и с телефона?

— Да, понятное дело, что с компьютеров грузят фотографии, смотрят фото и видео. Интересный факт: с телефонов пользователи в два раза чаще обновляют и комментируют статусы. Ну и переписываются, естественно, тоже.

— Не боитесь роста популярности Facebook и других соцсетей в России?

— Нет, ничего не боимся. Год назад нам говорили: зачем вы все это затеяли, рынок уже поделен. Но в этой сфере если какой-то игрок делает шаг вперед, то за ним сразу стремятся другие. Все очень быстро развиваются, поэтому надо что-то новое постоянно придумывать. Мы так и сделали. И рост популярности Facebook в России в этом году не такой серьезный. Вот если бы он был как в прошлом — тогда надо было бы сильно беспокоиться. Что касается «В Контакте», то на сегодня по количеству дневных посещений пользователей мы их уже почти догнали. Сейчас обновляем сайт — он будет работать быстрее. Будут обновления приложения для смартфонов и изменения в сообщениях. Всего рассказать не могу — ждите к Новому году.

— Но изменения ведут и к новым проблемам. На вас подали в суд за нелегальную музыку...

— Мы почти год ведем переговоры с самыми крупными звукозаписывающими компаниями. А пока решили сделать бета-версию музыкального сервиса — сейчас пользователи сами загружают музыку. При этом мы сказали компаниям: если видите нелегальную продукцию — дайте нам знать, мы удалим. Но «Монолит Рекордс» никаких жалоб нам не направляла.

— Зато прислала иск...

— Да, теперь будет суд. Но работа над сервисом продолжается. Когда будут заключены договоры с музыкальными компаниями, пользователи не будут загружать музыку, она станет доступна на сайте.

— Вы так хотите привлечь новых пользователей? В чем тут что-то новое, ведь Facebook только недавно заявил о новой возможности для российских пользователей — слушать музыку благодаря приложению Zvooq.

— И это неудобно! Надо переходить на другую страницу, то есть делать несколько кликов. Нужно, чтобы человек мог пользоваться всеми сервисами, не выходя из профиля, не совершая лишних действий. Мы за такой формат: сервис для большинства людей должен быть бесплатный. Но, например, ограниченное время. Кто хочет слушать больше или получать какие-то дополнительные услуги, например оповещение, то пусть покупает.

— А как покупает? Вы хотите ввести микроплатежи?

— Да у нас в принципе и так они есть. Пользователи расплачиваются в валюте — «оках». Чаще всего пользователи оплачивают услуги через SMS, но сейчас многие стали использовать карты. Средний платеж — 100 рублей.

— На что пользователи тратят деньги?

— Подарки друзьям и игры. А вообще «Одноклассники» зарабатывают таким образом: треть — это подарки, треть — реклама и треть — игры. 

— Много людей играют?

— Да, по данным компаний, которые делают приложения для соцсетей, мы сейчас на первом месте. То есть наши пользователи играют больше всех. Но это, можно сказать, неофициальные данные — статистики нет, это мнения и данные разработчиков.

— Почему ваши пользователи играют больше?

— Думаю, потому что в «Одноклассниках» играть удобнее всего. Ты просто открыл приложение — и сразу играй. Не надо ничего писать или нажимать лишние кнопки. Плюс все игры идут и на смартфонах, и на недорогих телефонах. Причем ты можешь начать игру на компьютере дома, а продолжить на телефоне. 

— Вы не так давно запустили видеочат. В чем его смысл, если всегда можно установить Skype?

— Здесь главное, что можно общаться, не выходя из сети, — если пользователь онлайн, то достаточно просто нажать на квадратик с трубкой у профиля. А если у пользователя есть iPhone или устройство с Android, то можно общаться и с телефона. 

— В чем смысл объединения «Моего мира» и «Одноклассников»?

— Вот это все равно, что сказать, что якобы Facebook с Twitter объединились! Они не объединялись, просто для удобства их можно синхронизировать. Вот и мы так сделали. Мы заметили, что около 40% пользователей имеют почту на mail.ru, и решили, что будет удобнее, если пользователь будет писать сразу в две соцсети. Если захочет, конечно. Известно же, что часто пользователи пишут в разные сети одно и то же. Так, может, облегчить им жизнь?

— Каким должен быть руководитель IT-проекта крупной компании или стартапа?

— Во многом компетенции сходятся, но думать надо по-разному. Сейчас многие пытаются запустить собственные проекты без анализа того, а зачем они вообще нужны на рынке. Надо понимать, чего не хватает потребителю, что нужно сделать.

— А вот вам чего не хватает в интернете?

— Да всем много чего не хватает. Иногда не хватает простых вещей совершенно — как автобусы ходят, как та или иная компания работает. Нужны сервисы, которые помогут пользователям.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...