Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Ведомства не готовы к переходу на программный бюджет

Из 40 госпрограмм утверждать можно только шесть
0
Ведомства не готовы к переходу на программный бюджет
Эльвира Набиуллина. Фото: Сергей Мамонтов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большую часть из предусмотренных федеральным бюджетом программ, по которым средства будут распределяться с 2013 года, отправят обратно в ведомства на доработку. Экспертизу в Минфине прошли только шесть проектов, остальные оказались не готовы к принятию. Финансирование по ним либо занижено, либо превышено — иногда на 400%.

Летом этого года состоялось заседание президиума правительства, на котором Минэкономразвития и Минфину поручили к 1 ноября доложить о работе по формированию этих программ, многие из которых рассчитаны на период до 2025 года. Однако к установленному сроку не все министерства успели направить проекты. Из 40 только 31 госпрограмма поступила на экспертизу в Минэкономразвития и Минфин.

К ноябрю экономический блок смог завершить полную экспертизу только 26 проектов — и нашел в них множество недостатков. Чиновники пока не свыклись с идеей Минфина перейти на электронный бюджет и четкие индикаторы достижений. В программах есть проблемы с формированием наборов показателей, которые отразили бы эффективность бюджетных расходов. Претензии также вызвали плохо проработанные меры госрегулирования и степень участия регионов в реализации программ.

В Минфине не пояснили, сколько еще программ прошли экспертизу на момент подготовки публикации.

В 17 из 40 проектах данные о выделенных на 2012–2014 годы оказались заниженными. Самыми экономными оказались Минтранс, который уменьшил программу развития транспортной системы на 258 млрд рублей на три года, и МВД, снизившее финансирование обеспечения общественного порядка на 836 млрд.

В семи программах заложенные средства оказались завышенными — на сумму от 25 до 400%, но Минфин веского обоснования роста запросов не увидел. В проекте программы Минздрава «Содействие занятости населения» расходы завышены на 100 млрд рублей, по авиационной промышленности — на 267 млрд, судостроительной — на 73 млрд рублей, считает финансовое ведомство. Программа развития АПК тоже вызвала нарекания у экономического блока, но Минсельхоз не стал снижать объемы запрашиваемых средств, а направил в правительство текст проекта с таблицей разногласий.

В Минпромторге говорят, что документы являются все лишь проектами и продолжают дорабатываться. Объемы денежного обеспечения в свои программы они не вносили, дожидаясь, пока из правительства или Минфина придет соответствующий отзыв. В Минрегионе не смогли уточнить, снизили ли по просьбе Минфина финансирование не прошедшей экспертизу скандальной программы по развитию Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

Для утверждения готовы только шесть программ, говорит источник в Минэкономразвития, — по космосу, охране окружающей среды, атомной энергетике, лесу и охране порядка. Однако в этом году ни одна программа приниматься уже не будет, пояснил «Известиям» пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Поэтому у ведомств есть еще время переделать проекты и скорректировать распределение средств. В Минфине не пояснили, направлены ли программы на доработку уже сейчас или такое решение будет принимать само правительство.

Общее недорасходование средств, заложенных в прошедших экспертизу программах, составляет около 220 млрд рублей. Хотя такой баланс нельзя считать объективным: при подсчете не учитывали самые затратные российские программы. Это проекты по развитию Дальнего Востока, Северного Кавказа, программы по обороноспособности и госбезопасности страны, а также по развитию науки и технологий.

Решение перейти на программное распределение бюджета принято еще в 2010 году. Тогда утвердили перечень из программ, которые должны охватить все сферы экономических вливаний. Предполагалось, что новая система заработает уже со следующего года, но подготовить в срок новые программы не успели, и переход перенесли на 2013 год.

Комментарии
Прямой эфир