Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Масштабный финансовый кризис в развитых странах требует международных усилий по стабилизации мировой экономики. Вопрос в том, как будут координироваться эти усилия. По моему мнению, наиболее адекватным инструментом для координации программ стабилизации является Международный валютный фонд.

Изначально МВФ создавался для компенсации колебаний платежного баланса стран-членов в условиях Бреттон-Вудской системы фиксированных валютных курсов. После перехода к системе плавающих валютных курсов в 1971 году МВФ осуществлял поддержку антиинфляционных программ в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Теперь, по крайней мере в Европе, речь идет опять о поддержке экономики с по факту фиксированным валютным курсом (в условиях зоны евро) — для преодоления долгового кризиса в условиях низкой инфляции.

Параллельно с этим резко возрастают масштабы операций фонда. В 1998 году пакет помощи России составил $22 млрд, и это казалось запредельной суммой, потом масштабы операций достигли $40 млрд, а поддержка МВФ для Греции составляет уже $80 млрд.

МВФ оптимально приспособлен для роли Центрального антикризисного агентства по следующим причинам:

— это официальная ООНовская организация с универсальным членством;

— МВФ располагает лучшим на сей день кадровым потенциалом и опытом стабилизационных операций;

— МВФ является эмитентом международной валюты (т.н. «специальных прав заимствования» — СПЗ), которая в условиях обострения мирового финансового кризиса может сыграть стабилизирующую роль в качестве одной из мировых валют.

В условиях, когда доллар будет терять свою роль главной мировой резервной валюты, а юань ее еще не приобретет, часть международных расчетов может быть переведена на СПЗ, что, конечно, потребует изменений в нормативных документах МВФ (для того чтобы коммерческие банки могли вести счета в СПЗ) и жестко прописанных правил эмиссии СПЗ.

Основным препятствием для новой роли МВФ является структура управления, в которой большинство голосов в органах управления принадлежит США и странам Европы. Причем переговоры по перераспределению долей идут с большим скрипом — старые индустриальные страны не хотят выпускать из своих рук рычаги управления организацией.

Я думаю, им придется все-таки это сделать. И дело тут не в формальных критериях (доля страны в капитале МВФ должна соответствовать ее доле в мировом ВВП). Старые индустриальные страны неспособны капитализировать МВФ в масштабах, необходимых для проведения эффективных операций по всему миру. Необходимые средства могут дать страны BRICS, ряд арабских нефтедобывающих стран, некоторые страны Юго-Восточной Азии. Но эти страны потребуют и пересмотра квот участия в соответствии со своим реальным вкладом.

Это тем более актуально, что США и страны Европы потеряли моральное право устанавливать мировые стандарты макроэкономической и финансовой политики, после того как они развалили собственные бюджеты. Теперь им надо поучиться у развивающихся стран тому, как надо строить налоговую и бюджетную системы, как проводить социальную политику. Готовы ли они к такой перемене ролей — время покажет.     

Автор — заместитель председателя Внешэкономбанка.

Комментарии
Прямой эфир