Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В Зальцбурге выставили русские портреты Оскара Кокошки

Мария Башкирцева и Святослав Рихтер глазами венского модерниста
0
В Зальцбурге выставили русские портреты Оскара Кокошки
Фрагмент рисунка Оскара Кокошки «Лежащая». 1919. Источник: Fondation Oskar Kokoschka/VBK, Wien, 2011
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Что за свинство!» — воскликнул эрцгерцог Франц Фердинанд, когда впервые увидел работы Оскара Кокошки (1886–1980). Обнаженные у Кокошки и впрямь могли не понравиться человеку консервативных вкусов: изломанные линии, непривычный цвет кожи... Где мутация формы, там и мутация цвета: в итоге революция в живописи, устроенная Кокошкой, мало в чем уступает подвигам немецких экспрессионистов.

Сегодня он воспринимается классиком мировой культуры ХХ века, одним из столпов венского модернизма — как и Густав Климт, и Эгон Шиле. На рубеже столетий эти трое определяли художественную и интеллектуальную жизнь Вены — вместе с Коло Мозером и Отто Вагнером, Густавом Малером и Зигмундом Фрейдом.

На выставке в зальцбургском музее Рупертинум показывают графику Кокошки — из собственных запасников, а также из коллекции дружившего с художником музыканта Вилли Хана. Помимо обнаженных, столь возмутивших в свое время эрцгерцога, здесь есть и библейские сюжеты, и городские виды (хороша Венеция), и книжные иллюстрации — в том числе к шекспировскому «Королю Лиру», «Троянкам» Еврипида и «Пентисилее» Клейста (в этом году мир отмечает двухсотлетие со дня смерти немецкого драматурга и поэта).

Кокошка много портретировал людей искусства, причем Россия поставляла ему весьма привлекательные модели. Среди работ можно найти портреты художницы Марии Башкирцевой и эмигрировавшей из России певицы, а позднее и журналистки Анны Каллин (1896–1984). Вместе с композитором Николаем Набоковым Каллин написала в 1970-е годы историю американской музыки.

Выставлены и портреты танцовщиц (также с русскими корнями) — Гитты Валлерштейн и Мари Меерсон (урожд. Попова; 1900–1993). Меерсон в 1930-е годы часто позировала европейским художникам, а по окончании танцевальной и модельной карьеры стала архивистом в знаменитой парижской Синематеке, сыгравшей решающую роль в формировании режиссеров «новой волны». Во второй раз экс-танцовщица труппы Дягилева и модель Кокошки вышла замуж за основателя Синематеки, знаменитого историка кино Анри Ланглуа.

Показывают в Рупертинуме и портрет Святослава Рихтера — один из четырех, сделанных Кокошкой в 1965 году, во время репетиции сонаты Бетховена на знаменитом пианистическом фестивале в Люцерне. В Москве, на Волхонке, другой портрет Рихтера работы Кокошки показывает музей частных коллекций в разделе, посвященном собранию пианиста. В свое время автор подарил его своему персонажу.

Комментарии
Прямой эфир