«Совкомфлот» намерен утроить долю перевозок газа
Крупнейшая в России судоходная госкомпания «Совкомфлот» (СКФ) рассчитывает с 2011 до 2017 гг. увеличить долю доходов от газового флота в структуре выручки с 12 до 30%. Компания надеется, что это поможет сократить зависимость от морских перевозок нефти, на этом рынке сейчас избыток перевозочных мощностей, в результате чего снижаются ставки фрахта. Такие параметры заложены в стратегии развития компании на 2011–2017 годы, рассказал «Известиям» руководитель газового дивизиона СКФ Дмитрий Русанов.
По словам Русанова, итоги третьего квартала говорят о том, что переизбыток тоннажа по-прежнему не позволяет судовладельцам повысить прибыльность танкерных перевозок нефти. Высокие цены на черное золото и замедление глобального экономического роста сдерживают спрос на сырье и, соответственно, его морскую транспортировку.
На рынке же судов-газовозов наблюдается обратная ситуация. Здесь рост вызван, в частности, увеличением импорта сжиженного газа в Японию после мартовского землетрясения, цунами и закрытия ряда японских АЭС. За последний год ставки на газовозы выросли в три раза, утверждает Русанов. За девять месяцев 2011 года было заказано 45 газовозов. При этом в 2010 году было заказано лишь пять СПГ-газовозов.
Надежды «Совкомфлота» связаны, в частности, с двумя крупными проектами в российской Арктике — освоением Штокмановского газоконденсатного и Южно-Тамбейского газового месторождений. С их операторами (это, соответственно, Shtokman Development AG и «Ямал-СПГ») ведется работа по совместной подготовке морских перевозок сжиженного природного газа (СПГ), говорят в «Совкомфлоте».
Производство газа в России будет расти, и очевидно, что транспортным предприятиям придется серьезно готовиться к увеличению объемов перевозок сжиженного природного газа как на экспорт, так и на внутреннем рынке, говорит аналитик агентства «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов.
Планы увеличения доли газовых перевозок прежде всего объясняются не сиюминутными рыночными факторами, а стратегическими причинами, уверен аналитик Argus Media Михаил Перфилов.
— «Совкомфлот» всегда считал себя компанией, которая обслуживает интересы Российской Федерации, — говорит эксперт. — Сейчас есть «Ямал СПГ», «Штокман» и другие проекты по добыче углеводородного сырья, под которые нужно строить флот. Поэтому понятно, что у компании доля газовых перевозок будет расти.
Кроме проектов в России «Совкомфлот» собирается усилить экспансию на мировой рынок морских перевозок сжиженного газа.
— Мы готовы участвовать и в новых зарубежных газовых проектах, но при условии, что они смогут обеспечить стабильный прогнозируемый доход в течение длительного периода времени, — говорит Дмитрий Русанов. — Сейчас мы участвуем в тендерах по обеспечению логистики газовых месторождений в Австралии.
В частности, «Совкомфлот» принимает участие в транспортном тендере шельфового проекта Ichthys LNG (Ихтис СПГ), совместного предприятия японской Inpex Inc. и французской Total, отметил он.
Австралия является крупным поставщиком газа на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. А значит, там в ближайшие годы будет наблюдаться высокий и устойчивый спрос на услуги по перевозке газа, прогнозируют в «Совкомфлоте».
Согласно данным консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам, в 2010 году «Совкомфлот» получил эксплуатационную прибыль от перевозок газа в размере $45 млн – это 12,7% в общей эксплуатационной прибыли группы ($357 млн).
На сегодняшний день «Совкомфлот» занимает шестое месте в мире среди независимых перевозчиков газа. Компания оперирует шестью газовозами, которые задействованы в различных российских и международных проектах, таких как «Сахалин-2», индонезийский Tangguh или аргентинский Escobar. Группа компаний СКФ специализируется на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. Флот включает 156 судов общим дедвейтом около 12 млн т.