Одна знакомая отлично сформулировала: роскошь — это то, что лишнее, но без чего прожить нельзя
- Мнения
- Экономика
- Одна знакомая отлично сформулировала: роскошь — это то, что лишнее, но без чего прожить нельзя

В числе ярких предвыборных обещаний Владимира Путина — повышение налогов на «роскошь и сверхпотребление». Однако при всей интуитивной понятности категории «роскошь» составить четкий и исчерпывающий список весьма затруднительно. Подобно тому, как с конца 1990-х все пытаются определить, что такое «средний класс» и есть ли он в России. Вот одна знакомая отлично сформулировала: роскошь — это то, что лишнее, но без чего прожить нельзя! Да — бутылка ( а лучше много бутылок) хорошего шампанского, удобный красивый и безопасный автомобиль, вкусная свежая здоровая еда, красивое модное платье, новые духи — все это еще 20 лет назад было малодоступной роскошью для абсолютного большинства наших соотечественников. И сейчас такой набор хотя и является вполне стандартным для жителей загнивающей в кризисе Европы, конечно же доступен далеко не всем россиянам. Но возможность заработать и сделать для себя эти блага доступными есть у очень многих
То есть в каком-то смысле под угрозой оказывается одно из главных достижений постсоветской эпохи — качество жизни и возможность получать удовольствие от ее нормального качества.
В контексте готовящегося увеличения налоговой нагрузки на бизнес, а значит, и на граждан (бизнесом же у нас не инопланетяне занимаются) сделанный кандидатом в президенты акцент на социальном характере нововведений — «налоги для простого гражданина не должны быть обременительными» — должен продемонстрировать, что и для праволиберальной «Единой России» не чужды идеалы социальной справедливости. И инициатива направлена исключительно против маргинальной части населения — олигархов и их приспешников.
Правда, снова остается непроясненным, кого надо считать «простыми гражданами», заслуживающими необременительных налогов, и кого — «непростыми», заслуживающими того, чтобы с них драли три налоговых шкуры. Интуитивно, опять же всем понятно, но где четкий критерий, который позволит сформулировать эффективное законодательство и правильные стимулы потребительского поведения для граждан. Так что благими намерениями ( даже если придерживаться той точки зрения, что социальная справедливость такого рода является благом, что неочевидно) известно куда выложена дорога.
Действительно, а что такое роскошь? Какого рода сверхпотребление собираются обложить дополнительным налогом?
Я провел мини-опрос (конечно же не претендующий на репрезентативность), вот наиболее характерные ответы: бриллианты, мех, драгоценности, яхта, особняк, самолет, часы, картины, духи, Maserati, Maybach, яйца Фаберже, Шато Марго, платье, Порто Черво. Ну Maybach вроде уже снимают с производства, яйца монополизировал Вексельберг, Сардинию и прочие места престижного отдыха обложить налогом будет затруднительно, а все остальное и так уже облагается довольно высокими налогами в форме импортных пошлин и акцизов. И, кстати, во многом благодаря этому и попадают в категорию «роскоши». Налоги на иномарки прямо увязаны с их стоимостью и объемом двигателя — чем дороже, мощнее, престижнее авто, тем больше покупатель платит. И продающаяся в России за €120 тыс. машина в Европе или США стоит раза в полтора дешевле. Еще более удручающая ситуация с качественным вином. Бутылка настоящего французского шампанского на родине стоит не дороже €20–25, в России — 100 как минимум.
Второй, и не менее важный вопрос — каким образом собирать специальные «налоги на роскошь»? Исторический опыт свидетельствует, что, как правило, издержки по администрированию подобных налогов будут выше собранных средств.
Показательно, что сделанные по горячим следам одобрительные по форме комментарии представителей правительства по сути путинскую идею дезавуируют. Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мушустин считает, что надо не вводить новый налог, а точнее оценивать стоимость люксового имущества. Замминистра экономического развития Андрей Клепач признал, что правительство пока не понимает, как такой налог администрировать и какие товары под его действие могут попасть.
Ведь действительно, большая часть товаров, попадающих в категорию «роскошь», находится вне границ официального контроля или легко эти границы преодолевает. В части дорогой одежды, бриллиантов, часов и прочих драгоценностей роскошь чаще покупается либо за границей, либо у «серых» дилеров. Причем объемы и технологичность люксовой контрабанды таковы, что очень трудно поверить в то, что об этом ничего не известно таможенникам — система организована основательно. Хорошее дорогое вино для частного потребления привозится также в обход таможни, иногда вполне легально — отлаженная схема автобусных туров с началом работы Таможенного союза стала в полтора раза эффективнее — теперь к каждому туристу можно «пристроить» не 2, а 3 л алкоголя. Что же касается яхт и самолетов, то почти вся подобная роскошь оформляется по офшорно-лизинговым схемам и объектом российского налогообложения быть никак не может.
Остается еще недвижимость — однако и здесь у правительства нет пока ясного понимания механизмов налогообложения, таких, которые не приведут к социальному взрыву. И здесь очень легко скатиться в примитивную уравниловку, которая приведет лишь к появлению всевозможных схем и махинаций.
В общем, подорожают хрусталь и крабы. После 4 марта.