Челночная дипломатия Кремля
В Южную Осетию с посреднической миссией прибыл представитель Кремля — начальник управления президентской администрации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Сергей Винокуров. Его цель — встретиться с руководством республики, кандидатами в президенты, чтобы обсудить вопрос стабилизации обстановки в республике.
В среду вечером, по информации «Известий», самолет с российской делегацией приземлился в Беслане. Оттуда Винокуров сразу же отправился в Цхинвал.
В ночь на четверг прошла встреча кремлевского посланника с Аллой Джиоевой. Лидер югоосетинской оппозиции не стала распространяться о содержании беседы, а лишь отметила, что прошла она «в конструктивном духе».
Объявлено, что встречи с главными действующими лицами Южной Осетии Сергей Винокуров проведет в четверг во второй половине дня в Доме правительства.
В среду вечером Алла Джиоева передала в Верховный суд жалобу по выборам главы государства, которые были признаны недействительными из-за нарушений. В четверг утром представитель суда сообщил, что она зарегистрирована и будет рассмотрена в установленном порядке — но не раньше понедельника.
Свидетелем событий, которые произошли в Цхинвале накануне, был корреспондент «Известий» Юрий Мацарский. Вот что он сообщает.
— Стрелять они не начнут, побоятся. Нас здесь слишком много. Всю республику не расстреляешь, — подбадривали друг друга люди, выходящие к зданию правительства Южной Осетии протестовать против решения властей отобрать победу на президентских выборах у Аллы Джиоевой.
К двум часам здесь собралось около 2 тыс. человек — значительная часть населения республики с официальным числом избирателей в тридцать с небольшим тысяч человек. Многие из них прошлой ночью дежурили у штаба Джиоевой и вместе с местом дислокации поменяли и отношение к журналистам.
— Ни один канал не показывает правды, зачем вы здесь собрались, уходите, — с утра кричала осетинка средних лет собравшимся у штаба Джиоевой репортерам, среди которых не было ни одного телевизионщика, а у дома правительства, где собрались сторонники опального кандидата после обеда, позиция женщины изменилась радикально: — Спасибо, что вы пришли. Если пресса замолчит победу Аллы, вся республика проиграет, у нас ее просто заберут.
Журналисты были в числе главных врагов сторонников Аллы Джиоевой с понедельника, несмотря на все старания штаба кандидата убедить народ сотрудничать с прессой. Недовольство репортерами подстегивало в первую очередь отсутствие новостей о происходящем в республике на российских федеральных каналах. Даже сама Джиоева, требующая от сочувствующих ей всячески помогать журналистам, в конце концов приняла мнение большинства.
— Ребята, а разве это не бесполезно — говорить с вами? Разве они дадут вам опубликовать правду? — спрашивала она корреспондентов «Известий» в ночь на среду. — Может, уже хватит? Уезжайте, вас же дома дети ждут.
Но с началом митинга изменилась и позиция кандидата.
— Если внести в закон о выборах строку, согласно которой официальная публикация в прессе результатов выборов будет приравнена к объявлению результатов властями, мы бы победили без вопросов, — говорила Алла Джиоева, стоя на площади у здания правительства в окружении автоматчиков, мешающих ей пройти в административное здание.
— Казбек, ты у меня на первой парте сидел, я тебе много лет в глаза смотрела, а теперь ты в меня целишься. А ведь именно ты был одним из тех, кто убедил меня в политику идти в 1990-х, иначе я бы до сих пор в школе преподавала, — отчитывает Алла Джиоева одного из автоматчиков, напоминая ему о своем преподавательском прошлом. — Мы не враги вам, я больше всего на свете не хочу, чтобы осетины друг в друга стреляли.
Едва Джиоева заканчивает разговор с бывшим учеником, раздаются выстрелы, которых, как были уверены демонстранты, не должно было быть. Бойцы, охраняющие дом правительства, стреляют в воздух, отгоняя демонстрантов от дома правительства. После длинных очередей, усыпавших идущий целый день снег гильзами, Джиоеву внезапно приглашают пройти на встречу к действующему президенту Эдуарду Кокойты. Разговор главы республики с опальным кандидатом длится около двух часов. Наконец Джиоева выходит.
— Мы потребовали от президента опровергнуть нелегитимное решение Верховного суда об отмене результатов выборов и пообещали обеспечить неприкосновенность ему и его семье, — сообщает она. — Он попросил два-три дня на размышление, но мы требуем скорейшего ответа.
Скорейшего ответа протестующие не получают — никто из представителей действующей власти так и не выходит к митингующим с ответами на их требования, и с наступлением ночи большая часть демонстрантов расходится, обещая вернуться завтра.