И снова – Большой Аргиш
![Известия](https://iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
![И снова – Большой Аргиш](http://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/900x506/public/article-2017-05/_MG_2203%21.jpg?itok=KaHYYQIo)
Как встретишь зиму, так ее и проведешь. Эту истину жители Норильска постигали 5 ноября, когда на улицах этого северного города развернулся грандиозный праздник встречи зимы – Большой Аргиш, организованный при поддержке Заполярного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель».
Несмотря на 30-градусный мороз, более 30 000 норильчан пришли на Большой Аргиш. И еще 300 человек делали этот праздник. В самом центре города развернулось настоящее этностойбище с семью чумами, над каждым из которых вился дым от затопленных буржуек. Чумы, олени и нарты, северные ездовые собаки в упряжи – все это на фоне городских домов выглядело невероятно и завораживающе.
Оленей на праздник накануне доставили вертолетом Ми-8 из ненецкого кочевого оленеводческого хозяйства «Сузун». Их сопровождали хозяева – Яков Пальчин и Михаил Каярин, отец и сын. На празднике встречи зимы они были каюрами, то есть погонщиками оленьих упряжек. Доставить такой живой груз в Норильск – целая эпопея. Многие говорили, что это невозможно, что олени плохо перенесут такое путешествие. Никто, конечно, точно не знал, сколько оленей входит в Ми-8. Но теперь организаторами проверено опытным путем – шесть крупных оленей с красивыми рогами в вертолет помещаются легко.
Час полета олени выдержали на удивление спокойно, из вертолета выскочили в хорошем настроении. Прямо на аэродроме животных запрягли в нарты. К месту своего временного «квартирования» они добирались уже своим ходом, по шоссе. Чтобы исключить какие-либо неожиданности, упряжки сопровождал специальный эскорт – два джипа с включенными аварийными сигналами.
Участвовали в празднике и сибирские хаски – наверное, красивейшие из всех ездовых собак. История коренных народов Севера неразрывно связана с ними. Все полярные исследователи проходили через Таймыр со своими экспедициями именно на собачьих упряжках. Например, Семен Челюскин на такой упряжке в мае 1742 года достиг самой северной точки Таймыра и всей Евразии – мыса, названного впоследствии его именем.
Развернулась на центральной площади Норильска и ярмарка, где можно было купить все, начиная от оберегов и унтаек, заканчивая национальными костюмами и коврами из шкур северных животных. Все работы тундровыми умельцами делаются вручную из натурального сырья. В каждом шве – душа мастерицы.
Большой Аргиш продолжался больше четырех часов. За это время на открытой сцене перед норильчанами выступили музыкальные коллективы, представляющие все коренные народы Таймыра: долган, нганасан, энцев, ненцев и эвенков. В чумах хозяйки угощали горожан национальными блюдами: пирогами, бутербродами с рыбой, строганиной. Все приготовлено по рецептам, передаваемым из поколения в поколение не одну сотню лет. А на улице пользовалась успехом полевая кухня. Всем желающим раздавали ароматную горячую шурпу из оленины, приготовленную по всем правилам северной кухни. Повара постарались на славу, шурпа разошлась на ура: полевой кухне пришлось закончить свою работу уже через час после открытия.
На спортивной площадке горожане могли поучаствовать в традиционных северных состязаниях – прыжках через нарты, перетягивании палки, метании маута. Маут – это своего рода тундровое лассо, а хорей – длинный деревянный шест, с помощь которого каюр управляет оленьей упряжкой. Суть состязания: хорей втыкают в землю, и соревнующиеся прицельно набрасывают на него маут. Чтобы посостязаться могли и стар и млад, условия испытаний немного облегчили. Например, уменьшили расстояние в метании маута на хорей. И привезли самые маленькие сорокасантиметровые нарты.
Главный этнопраздник года закончился большим дружным хороводом хэйро. «Хэйро» – по-долгански «солнце», но не просто солнце, а первое солнце, которое появляется после полярной ночи, – бледное, неяркое, но отчетливо объемное и потому удивительно красивое. Его жители Севера увидят теперь только в январе. А пока норильчане и коренные жители Крайнего Севера вместе встречают зиму и полярную ночь. В гармонии с природой и с оптимизмом, как это всегда делают тундровые обитатели Таймыра. Зима – это основной сезон для них, время большой охоты и подледной рыбалки. Время аргиша, то есть длительного кочевья по заснеженной тундре. Праздник Большой Аргиш становится новой традицией на Таймыре. Это яркая и незабываемая встреча двух культур, двух цивилизаций.