Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Атомный подводный крейсер «Томск» вернулся на Камчатку
Мир
Минобороны РФ сообщило об уничтожении украинского дрона над Курской областью
Происшествия
Силы ПВО уничтожили снаряд РСЗО «Ольха» и два БПЛА ВСУ над Белгородской областью
Мир
Рогов предрек Украине масштабную волну репрессий для запугивания
Политика
Глава ДНР отметил качество вооружения ВС России
Мир
Американский конгрессмен назвал рост инфляции причиной отказа мира от доллара
Мир
Politico назвало сына аятоллы Хаменеи преемником отца после гибели Раиси
Мир
Гросси назвал ситуацию на Запорожской АЭС тревожной
Мир
Мадуро заявил о скором вступлении Венесуэлы в БРИКС
Мир
Politico узнала о возможном объявлении США нового пакета военной помощи Украине
Мир
На Украине сравнили операцию ВС РФ под Харьковом и «контрнаступ» ВСУ
Мир
В Иране началась церемония прощания с погибшим при крушении вертолета Раиси
Политика
Захарова заявила об отсутствии приглашения РФ на празднование высадки в Нормандии
Мир
СМИ узнало о поддержке ФРГ плана США по передаче Киеву доходов от активов РФ
Мир
Землетрясение магнитудой 5,7 зафиксировано в Папуа — Новой Гвинее
Мир
Минутой молчания почтили память Раиси участники заседания СМИД ШОС
Мир
Названа дата начала переговоров ЕС с Украиной и Молдавией по вступлению в блок

Уроки нежности от итальянских авангардистов

«Студия новой музыки» проводит XIII Московский форум: масштабный кластер музыкальных событий для ценителей новизны
0
Уроки нежности от итальянских авангардистов
«Студия новой музыки». Фотография предоставлена «Студией новой музыки»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вдогонку уходящему российско-итальянскому году XIII Московский форум пройдет под знаком апеннинского сапога — в прямом и переносном смысле.

— Самые красивые дизайнерские вещи — сумки, туфельки, сапожки — делают в Италии, — говорит художественный руководитель фестиваля, профессор Московской консерватории Владимир Тарнопольский. — Итальянскую современную музыку отличают те же достоинства: безупречное качество звукового материала, внимание к деталям, перфекционизм, итальянское sensibile. Поэтому я предпочитаю ее любой другой новой музыке.

Следуя старой и поднадоевшей моде авангардных фестивалей, нынешний форум снабжен специальным концептуальным слоганом — «искусство перспективы». Из беседы «Известий» с г-ном Тарнопольским выяснилось, что суть дела куда живее и проще:

— Параллельные прямые не сходятся, но в нашем восприятии это происходит сплошь и рядом.

Владимир Григорьевич предлагает русским композиторам отвлечься от концепций и довериться органам чувств. Он уверен, что немножко итальянской нежности не помешает авторам, которые думают только о манифестах и воспринимают музыку как рычаг для воплощения внешних идей.

Худрук восхищается инициативностью Итальянского культурного центра в Москве, который умудрился привлечь спонсоров на такое далекое от мейнстрима мероприятие. Еще примерно 20% средств от общей копилки обеспечило Министерство культуры, а Московская консерватория бесплатно предоставила залы и стабильные 6 тыс. рублей оклада для артистов «Студии новой музыки».

Современное искусство — цитадель парадоксов, поэтому проект чуть ли не гордится своей заведомой убыточностью: вход практически на все концерты фестиваля объявлен бесплатным.

Неделю с 8 по 14 декабря, подобно семи комнатам профессора Преображенского, ждет уплотнение: девять концертов и 17 околомузыкальных мероприятий, 11 мировых и 17 российских премьер.

При свете дня — конференции, мастер-классы, видеопоказы. Вечером слово уступает место музыке — благо что вокальных сочинений, упорно избегаемых большинством нынешних композиторов, будет немного.

Классифицировать фестивальную программу столь же непросто, как разобраться в династиях итальянских сапожников. Из импортных брендов будут мини-ансамбли Alter Еgo (в том числе со специально написанными сочинениями россиян Алексея Наджарова и Владимира Горлинского) и Xenia (с подборкой музыки почивших и здравствующих мэтров, а также молодого Николая Хруста). Новые сочинения для фестиваля молодежь пишет безвозмездно, рассчитывая на удовольствие послушать себя со стороны в хорошем исполнении.

Среди почетных гостей аж девять авторов, включая Ивана Феделе, одного из лидеров итальянской школы. Он привезет свои Deystviya, написанные специально для «Студии новой музыки» и оплаченные Советом Европы в рамках программы «Россия глазами европейцев».

Выступит с лекцией златоуст современной итальянской музыки Никола Сани. Организаторы надеются, что справится с болезнью и прилетит из США вдова великого Луиджи Ноно (по совместительству — дочь не менее великого Арнольда Шёнберга).

Уроки нежности от итальянских авангардистов

Образ коммуниста-авангардиста Ноно вытянется в одну из генеральных линий фестиваля. В Большом зале консерватории будет работать выставка из его личного музея (экспонаты удалось привезти в Москву «бесплатным приложением» в самолете с декорациями La Scala, выставленными в Большом театре).

9 декабря о знаменитом итальянце расскажет его давний знакомый Юрий Любимов. Режиссер представит видеозапись оперы Ноно «Под жарким солнцем любви» в собственной постановке, осуществленной в La Scala в 1975 году.

Из числа российских ансамблей будут работать хозяева фестиваля — «Студия новой музыки» — и три юных коллектива. Камерный хор «Эйдос» разбавит инструментальную гегемонию живыми голосами, нижегородский ансамбль No Name покажет, как умеют играть новую музыку в провинции, а Kuku Group — импровизирующие студенты Московской консерватории, которых за выступления в переходах полиция отправляет в обезьянник, — попытаются эпатировать своих менее радикальных коллег.

Неделя рекомендует

8 декабря, 19.00, Рахманиновский зал консерватории:
Открытие фестиваля. «Студия новой музыки». Русско-итальянская программа

9 декабря, 13.00, конференц-зал Московской консерватории:
«Под жарким солнцем любви». Встреча с Юрием Любимовым

9 декабря, 19.00, Рахманиновский зал консерватории:
«Студия новой музыки». Российские премьеры двух сочинений Луиджи Ноно

11 декабря, 19.00, Театральный центр на Страстном:
Sound & Vision. Ансамбль Alter Еgo с русско-итальянской программой

14 декабря, 19.00, Рахманиновский зал консерватории:
Закрытие фестиваля. «Студия новой музыки». Мировые премьеры сочинений Ивана Феделе и Юрия Воронцова

Комментарии
Прямой эфир