Единороссы решают, как дальше работать с Народном фронтом
В партии власти до сих пор не определились, как выстроить взаимодействие на площадке Общероссийского народного фронта после думских и президентских выборов, признались «Известиям» в «Единой России». Партийцы лишь смогли рассказать об обсуждаемых вариантах использования механизмов ОНФ.
— Пока непонятно, как использовать Фронт, — говорит член генсовета и депутат Госдумы Александр Хинштейн. — Но развивать его механизмы надо обязательно.
Он напомнил, что в партии уже несколько месяцев обсуждают возможность возвращения депутатов-одномандатников в Госдуму.
— Нужно, чтобы происходил отбор одномандатников. Уверен, далеко не все мои коллеги в состоянии избираться от округа — могу сказать как бывший одномандатник, что это очень нелегко. В этой связи механизм праймериз ОНФ сильно пригодится, — считает Хинштейн. — Тем более, я считаю, что одномандатники не должны быть самовыдвиженцами — это повышает риск использования денежных мешков. Их должны выдвигать партии. Народный фронт было бы очень удобно использовать в этом механизме.
Первый замсекретаря президиума генсовета ЕР Андрей Исаев рассказывает о другом варианте — Народный фронт должен стать структурой, работающей параллельно с «большим правительством».
— Будет два механизма коммуникации общества и власти, — рассказывает Исаев. — «Большое правительство» будет обсуждать правительственные вопросы, а Фронт — общественно-политические и проблемы государственного строительства. И потом в «большом правительстве» все-таки в основном известные люди, а в ОНФ — общественные организации. Так что это будут разные механизмы, которые станут работать параллельно.
До сих пор никто публично не объявлял идею использования ОНФ Владимира Путина в тех же целях, что и «большое правительство» Дмитрия Медведева. Хотя об увеличении коммуникаций с властью в последнее время говорится много. Пункт об обязательном широком общественном обсуждении важных законопроектов включен даже в предвыборную президентскую программу «Единой России».
Наконец, третий вариант «Известиям» назвал первый вице-спикер Госдумы и член бюро высшего совета партии Олег Морозов — Фронт должен стать механизмом референдума:
— Это должен быть общественный всенародный совет по любым темам, — считает он. — Например, надо посоветоваться с народом по важной проблеме — тогда можно провести своего рода мини-референдум. Потому что ОНФ — это же не «Единая Россия». Там представлены самые разные люди, которые к нам никогда не вступят.
Политолог Валерий Хомяков сомневается, что «Единая Россия» вообще будет использовать Народный фронт после выборов.
— Меня просто поразило, как на съезде Грызлов считал голоса, сидя спиной к залу, — говорит эксперт. — Он же, не глядя и не поворачивая головы, сказал, что проголосовали единогласно. Это демонстрирует отношение партийных функционеров, в том числе к представителям Фронта. Так что, боюсь, после выборов может пойти обратный процесс — выхода из ОНФ.
Впрочем, сами единороссы с такой позицией не согласны и по-прежнему настаивают на том, что ОНФ создан не только для участия в избирательной кампании.
— Уверен, что Фронт обретет второе дыхание во время избирательной кампании Владимира Путина, — говорит Андрей Исаев. — И после этого будет активно участвовать в жизни страны. Мы не раз говорили, что ОНФ — не предвыборный проект.