Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Авторы артхаусного кино пошли прямо на зрителя

Без кинопрокатчиков им легче договориться с кинотеатрами
0
Авторы артхаусного кино пошли прямо на зрителя
Кадр из фильма «Портрет в сумерках». Источник: КиноПоиск
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Режиссеры и продюсеры «кино не для всех» нередко сталкиваются с проблемой: кинопрокатчики не берутся за интеллектуальные картины, предпочитая работать с более доходным мейнстримом. В последнее время в индустрии наметился новый тренд: производители все чаще сами начали договариваться с кинотеатрами, работать без посредников стало выгоднее. Две ленты в этом году — «Елена» Андрея Звягинцева и «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой — уже вышли по подобной схеме, и авторы остались довольны результатами. Примеру вскоре собираются последовать и другие производители кино.

Прокат «Портрета в сумерках», награжденного на «Кинотавре» за операторскую работу и получившего призы на нескольких европейских фестивалях, можно признать довольно успешным для своей ниши. Дебютная лента режиссера Никоновой, согласно данным «Бюллетеня кинопрокатчика», вышла на 39 копиях и за первый уикенд собрала почти 1 млн рублей (общая касса — 950 тыс. рублей), войдя в топ-20 на 17-м месте. Никонова организовывала прокат картины сама, вместе с актрисой Ольгой Дыховичной, сыгравшей в фильме главную роль. Бюджет картины — около $300 тыс, и режиссер надеется «выйти в ноль» после того, как фильм проедет по России и миру.

Так же чуть ранее поступил продюсер Александр Роднянский, его студия AR Film сама занималась прокатом картины «Елена» режиссера Андрея Звягинцева. «Я с самого начала знал, что «Елену» ждет ограниченный прокат, и думал, что он будет более скромным — до 50 копий», — объясняет Роднянский. По его мнению, занимаясь дистрибуцией авторского кино самостоятельно, продюсеры и режиссеры избавляют себя от лишнего звена и имеют возможность продемонстрировать картину более широкой аудитории, кинопрокатчики часто не рискуют браться за такие истории. Фильм Звягинцева в итоге вышел на 75 копиях, картина собрала больше 20 млн рублей в России.

Примеру коллег следуют и другие авторы. На январь намечен выход четырехчасового фестивального фильма «Шапито-шоу», имевшего большой успех на «Кинотавре». Его выпуском на экраны продюсерская компания Organic Films тоже займется самостоятельно — дистрибуторы взять картину не решаются. Владимир Мирзоев своего «Бориса Годунова» вообще собирается выпустить на 1–2 копиях и гастролировать с ним по стране на манер театральной труппы, устраивать встречи с авторским коллективом фильма.

Продюсерам и авторам приходится самим дистрибутировать свои картины отчасти от безысходности — иностранные прокатчики и мэйджоры их не берут, а отечественный прокатчик слаб и не может позволить себе почти благотворительную работу с авторским кино. Вынужденная мера тем временем оказалась эффективной. «С экономической точки зрения такая схема — единственно возможный вариант сделать картину коммерчески успешной», — уверен гендиректор компании Movie Research Олег Иванов. По его мнению, авторскому кино не нужен традиционный двухнедельный прокат большим количеством копий, а, наоборот, нужно место на небольшом количестве экранов в течение нескольких недель.

Комментарии
Прямой эфир