Очередь в храм Христа Спасителя растянулась на сутки
Столичные службы безопасности и охраны порядка сообщили о «полном контроле над ситуацией» вокруг очереди к храму Христа Спасителя, где до 27 ноября будет находиться православная святыня — пояс Божией Матери, привезенный с Афонской горы. 80 тыс. верующих охраняют 14 тыс. полицейских, кормят 16 полевых кухонь, сопровождают 23 машины скорой помощи, обогревает 21 передвижная электростанция.
В 11 утра 24 ноября «хвост» из желающих поклониться реликвии дотянулся до Метромоста. По оценке сотрудников горячей линии организационного штаба, общее число паломников, которым удалось «достоять», к четвергу превысило 400 тыс. человек. Всего, напомним, в Москве для них приготовили 2 млн поясков, которые получает каждый приложившийся к реликвии.
К сожалению, правы оказались скептики, а не те, кто считал, что ближе к 27 ноября ажиотаж начнет спадать и прикоснуться к поясу можно будет быстрее, чем в первые дни. О тех 5–10 часах стояния в очереди, которыми пугали друг друга москвичи в понедельник-вторник, в четверг уже говорили как о везении. На станциях метро каждый день объявляли, где именно надо выходить, чтобы попасть в конец стоящих. 24 ноября от «Кропоткинской» до «Спортивной» сотрудники полиции направляли всех уже к «Воробьевым горам».
Занявшие очередь в час ночи на 24 ноября достигнут цели ровно через сутки. Погреться можно в автобусах, специально предоставленных «Мосгортрансом», они на некоторых участках пути стоят сразу по нескольку и полностью забиты народом.
На запрос «Известий», планируется ли в оставшиеся дни увеличить количество таких автобусов или как-то распределить их по очереди, в «Мосгортрансе» не ответили. По словам сотрудника пресс-службы департамента транспорта Москвы Александра Оносовского, для них «нет места на близлежащих улицах» и уже сейчас выставлено 133 машины.
Впрочем, некачественная организация в рамках события таких масштабов сказывалась постоянно. Например, на полевых кухнях сотрудники МЧС раздавали гречневую и рисовую кашу — с тушенкой или сосисками, но корреспонденту «Известий» не удалось застать ни одну из кухонь во время раздачи: приготовление каши занимает время, и пока «Мосгорводоканал» подвезет воду, а департамент торговли и услуг — продукты, пока котел закипит, пока сварится крупа, через «кухонный» кордон успевают пропустить несколько голодных групп. Сейчас в районе храма работают 103 объекта питания, в них входят 16 полевых кухонь. Оперативному штабу активно помогают 490 волонтеров.
Глава пресс-службы ГУ МЧС по Москве Евгений Бобылев объяснил, что кухнями ведомство паломников обеспечило, а информации о том, насколько увеличилась очередь и нужно ли увеличивать количество пунктов питания, у него нет.
Обращало на себя внимание и то, что очередь двигалась неравномерно: выходящие из храма верующие сообщали, что сначала стояли по полтора-два часа на одном месте, а потом почти бегом преодолели оставшуюся трехкилометровую дистанцию. Люди попадают группами в кордоны между турникетами, за ними наблюдают сотрудники полиции. Когда открывается очередной турникет, толпа бросается бегом.
— Я боялась, чтобы кого-нибудь не растоптали, особенно пожилых, — сказала одна из верующих.
На глазах корреспондента «Известий» одна из женщин споткнулась во время «забега» и рассекла бровь и лоб. У дежурных полицейских аптечек не оказалось, и раненая зажимала лицо салфеткой; вызванная по рации «скорая» прибыла примерно через 25 минут (быстрее подошли сотрудники службы социально-психологической помощи). Всего вдоль очереди дежурят 23 бригады скорой помощи. По словам Павла Большунова, пресс-секретаря префекта ЦАО, за пять суток за медицинской помощью обратились 750 человек, в том числе четверо детей, госпитализированы 76 человек, 200 паломников ехать в больницу отказались. Большунов также отметил, что люди в основном обращались с обострениями хронических заболеваний, диагноз обморожение никому из верующих поставлен не был.
Говорили даже об одном человеке, задавленном насмерть. Впрочем, официального подтверждения эта информация не получила. Зато подтвердилась история о том, что у актрисы Евгении Гусевой украли драгоценности, которые она специально принесла, чтобы приложить к поясу.
Источник в ГУВД по Москве рассказал, что всего на поддержание порядка выделено 14 тыс. сотрудников. На дежурство в очередь, сменяя друг друга, выходят 1,4 тыс полицейских.
— Мы по шесть часов спим и опять сюда, — сказал «Известиям» один из правоохранителей. — Если бы полиции не было, то люди бы просто раздавили друг друга. У полицейских нет приказа препятствовать нищим попрошайничать (впрочем, все они и так собрались у самых стен храма и внутри него) или не допускать недобросовестного проникновения за турникеты «без очереди» — они в основном следят, чтобы люди не выходили на проезжую часть. В начале очереди жалоб на правонарушения нет, но по мере приближения к храму сотрудники полиции рекомендуют внимательно следить за карманами и сумками.
Источник в ГУВД согласился, что верующим следует быть внимательнее, прибавив, что «проблемой также являются склоки между людьми, случающиеся в самой очереди».
Для ускорения движения людей реликвию в храме уже подняли на арку. Паломники проходили под святыней, и только те, кто повыше ростом, могли дотронуться рукой до ковчега.
Патриарх Кирилл тем временем напомнил верующим о православных принципах почитания святынь.
Это колдуны и маги говорят: «ничего не надо, заплати деньги, сделай то-то и то-то, скажи заклинание, соверши какие-то суеверные действия — и ты автоматически получишь все что хочешь».
А в Церкви, по словам патриарха, человек ничего не получает автоматически — он получает в ответ на свою молитву, на свою веру и на свое стремление и готовность жить по Божиему закону.