Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Их адрес — Советский Союз

«Самоцветы», «Поющие сердца» и Юрий Антонов возвращаются к ностальгирующим поклонникам
0
Их адрес — Советский Союз
Ансамбль «Самоцветы». Александр Давашкин/ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Считается, что появившиеся в конце 1960-х вокально-инструментальные ансамбли — ВИА — были единственным способом изобразить на официальной эстраде то, что в СССР назваали поп-музыкой. Так, «Поющие сердца» использовали приемы американской группы Chicago, а «Поющие гитары» временами играли в манере британцев The Shadows. Делать это было легко и приятно — народ, как и во все времена, ждал простых и понятных песен, не шибко задумываясь об их происхождении. Постепенно жанр обмелел, стал признаком дурновкусия, а в середине 1980-х, с появлением «русского рока», казалось, и вовсе отдал концы. Но русская ностальгия — шутка непредсказуемая, и вот уже многие из тех, о ком знать не знают любители современных танцевальных ритмов, опять на коне.

29 ноября другой легендарный ВИА, «Синяя Птица», выступит в Кремлевском Дворце. Этот ансамбль, в отличии от большинства своих коллег, не пел «идеологически верных» песен и при помощи гитар, барабанов и электрических органов не славил последовательно Ленина, партию и комсомол. Каким-то хитрым путем «Птице» удавалось оставаться наивным и романтичным проектом. Может быть, спасло наличие в репертуаре народно-застольного мегахита «Клён». В этом году исполняется 35 лет творческому полету «Синей Птицы», и шоу в Кремле откроет дальнейший юбилейный тур по городам и весям России и ближнего зарубежья.

На следующий день, 30 ноября, в Театре Эстрады ВИА «Самоцветы» отпразднуют двойной юбилей — 40-летие творческой деятельности и день рождения солистки Елены Пресняковой. Свекровь Кристины Орбакайте можно считать лицом и символом жанра. В 1970-е этот ансамбль не только гремел задорными шлягерами «Всё, что в жизни есть у меня» и «Вся жизнь впереди», но и ловко балансировал между. Не чужды были «Самоцветы» и ритмам великих строек. Правда, патетические строки про «Мой адрес — Советский Союз» до сих пор помнят миллионы. Исполняли их артисты усмехаясь или искренне — вопрос другой, но если бы единственной причиной для создания подобных гимнов был социальный заказ, то на долгую популярность они рассчитывать вряд ли могли.

У группы к концерту готова специальная программа, хотя про «политику» этот ВИА больше не поет. Конечно же, не обойдется без лирической классики — «Там, за облаками», «Не повторяется такое никогда», но заявлены и премьеры песен и клипов, а также дуэты со специальными гостями.

В этот же день и 1 декабря в КЦ «Меридиан» выступает Юрий Антонов, работавший еще с 1960-х в различных ВИА. Позже игравший с культовой рок-группой «Аракс», а затем ставший успешнейшим сольным артистом. Сейчас у Антонова новый подъем, несмотря на известные проблемы с музыкальными «пиратами», ДПС и байкерами.

Связи ВИА с нашим временем прочны. В разное время в них работали действительно достойные музыканты. Например, недавно умерший в США вокалист Александр Лерман или популярные певцы Валерий Кипелов, Николай Расторгуев, Владимир Кузьмин. Еще один пример ВИК как школы рока — экс-музыкант «Песняров» Виктор Смольский, ныне участник знаменитого германского хэви-трио Rage.

Жанр ВИА не стал популярен за границей и так и остался локальным, правда, для весьма значительной одной шестой части суши, со всеми присущими советской и российской ментальности техническими и социальными проблемами и их решениями.  

Комментарии
Прямой эфир