Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Забайкалье пять человек отравились готовыми блинами
Политика
Путин провел встречу с Назарбаевым в Ново-Огарево
Армия
Минобороны сообщило о 37 уничтоженных украинских БПЛА над регионами России
Армия
Российские военные поразили три склада с дронами ВСУ в зоне спецоперации
Общество
На трассе М-4 полностью перекрыли движение в сторону Москвы из-за ДТП
Армия
Экипаж Ка-52М уничтожил живую силу и опорный пункт ВСУ в курском приграничье
Общество
Раису Максимову похоронили на Троекуровском кладбище в Москве
Происшествия
Два человека пострадали при атаке дрона ВСУ на служебный автобус в Горловке
Мир
Президент Южной Кореи пообещал не сдаваться после объявления ему импичмента
Экономика
Путин указал на рост экономики России на фоне беспрецедентных санкций
Мир
Кир Стармер призвал страны G7 усилить давление на Россию
Мир
Президентом Грузии избран Кавелашвили
Происшествия
Трое детей погибли при пожаре в Калужской области
Общество
Путин предложил расширить программу «Время героев»
Армия
Средства ПВО уничтожили шесть дронов ВСУ над Белгородской и Курской областями
Экономика
Правительство утвердило дополнительные надбавки к зарплате на Крайнем Севере
Мир
Италия предоставила гражданство президенту Аргентины Милею
Политика
В ГД собираются внести законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Достоевский обыграл поляков

Герои люблинского спектакля «Братья Карамазовы» одержимы любовью не к Богу, а друг к другу
0
Достоевский обыграл поляков
Фото: Maciej Rukasz/Agencja BlowUp
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В рамках ежегодных Мейерхольдовских чтений театр Provisorium из польского Люблина представил российским зрителям премьеру 2011 года — спектакль «Братья Карамазовы».

Поклонников Кристиана Люпы и Кшиштофа Варликовского люблинская постановка, без сомнения, разочарует. «Карамазовы» — спектакль почти традиционный, без постановочных изысков. Поворотный круг, разделенный на секторы полупрозрачными перегородками, параллельно развивающееся за этими перегородками действие — подобными режиссерскими находками последние 100 лет не удивишь даже отсталого зрителя. Да и вряд ли такой целью задавался постановщик Януш Опрыньский. Ему, как говорил Иван Карамазов, «прежде всего надо было предвечные вопросы разрешить».

Создатели «Карамазовых» сознательно отсекли детективную интригу и сконцентрировались, скажем так, на мотивах преступления. Потому за скобками остались ночь убийства, суд и наказание. В центре внимания — сложные взаимоотношения персонажей, разница их мировоззрений и свойства карамазовской страсти. Режиссер вывел на авансцену героев и позволил зрителю с максимально близкого расстояния рассмотреть каждого.

Смотреть есть на что. Все центральные мужские персонажи сыграны интересно, объемно (от флегматичного лакея Смердякова до страстного Алеши). Женские образы, к сожалению, излишне упрощены. Компенсировать истеричность Катерины Ивановны, по всей вероятности, должна соблазнительность Грушеньки. Спору нет, хороша польская Груша, но в Бога не верит и история про луковку «не из ее репертуара».

Узнав о смерти старца Зосимы, она не вскакивает с колен Алеши, а напротив, настойчиво стаскивает с юноши рясу. А он ее, согласно роману, благодарит за то, что пожалела. Что это нам дает — остается загадкой.

Впрочем, польская инсценировка тем и интересна, что акценты в хорошо знакомом тексте в ней расставлены неожиданно. Со времен трагика Павла Орленева и хрестоматийной мхатовской постановки Немировича-Данченко российский театр стоит лицом к лицу с последним романом Достоевского. Восприятие притупилось.

Поэтому трогательная любовь папаши Карамазова к младшему сыну кажется откровением. Точно так же, как карамазовские черты, проскальзывающие в поведении Алеши. Или пристальный интерес Смердякова к младшему брату. Может, в тот момент, когда Алеша с горя отрекся от Бога, Смердяков и решился на отцеубийство?

Свежий взгляд великому роману порой идет на пользу. А порой вызывает недоумение. Под конец спектакля кажется, что режиссер перемудрил, когда попытался смешать «Великого инквизитора» и разговор Ивана с чертом или когда обратил старца Зосиму в Христа.

Только сценичному роману Достоевского все смысловые и композиционные огрехи нипочем. После спектакля в памяти остается блистательный спор Ивана и Алеши о Боге, а вовсе не финальный выкрик Ивана: «Отчего, отчего это всё, что ни есть, так глупо!».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир