Финансовый университет вырастет в полтора раза
Минобрнауки согласовало объединение Финансового университета при правительстве РФ (ФУ) со Всероссийским заочным финансово-экономическим институтом (ВЗФЭИ). В ближайшее время решение о поглощении, в результате которого образуется один из крупнейших вузов страны, студентами которого будут 155 тыс. человек, будет принято правительством. Об этом «Известиям» сообщил ректор ВЗФЭИ Анатолий Ланских.
ВЗФЭИ имеет 20 региональных филиалов и обучает 52 тыс. студентов. ФУ в своем составе имеет 12 колледжей и обучает порядка 100 тыс. студентов. Для сравнения: в МГУ сейчас обучается порядка 50 тыс. студентов, а в РГСУ, который обладает 60 филиалами, обучаются 100 тыс. человек.
Процесс слияния инициировал ректор ФУ Михаил Эскиндаров — в октябре 2010 года он предложил в то время вице-премьеру правительства РФ Сергею Собянину присоединить к ФУ ВЗФЭИ, Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ) и Институт повышения квалификации информационных работников (ИПКИР). Последний уже слился с ФУ, а МИЭМ с 3 тыс. студентами, как ожидается, будет присоединен к университету тем же постановлением, что и ВЗФЭИ.
Целесообразность столь масштабного слияния Эскиндаров обосновывал широким спектром государственных программ, которые сможет качественно поддерживать вновь образованный университет. Идея ректора ФУ была поддержана правительством и пошла на межведомственное согласование. Хотя не все поглощаемые вузы восприняли идею с энтузиазмом. Студенты и преподаватели ВЗФЭИ провели несколько акций протеста, в результате которых Минобрнауки сменило ректора института и поставило нового руководителя, который идею слияния приветствует.
В 2011–2012 годах российский рынок образования переживает период невиданных по масштабам слияний высших учебных заведений. Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявлял о намерении сократить количество вузов в разы — до 200–300. Сегодня в России 1090 действующих вузов. Полный и окончательный список заведений, подлежащих слиянию или сокращению, должен быть утвержден правительством в мае 2012-го. Однако уже известно, что в ближайшие годы из-за спада рождаемости в начале девяностых количество студентов сократится почти в два раза — с 9 млн до 4,5 млн.
Укрупнения уже коснулись многих вузов — Академия народного хозяйства поглотила Академию государственной службы, Московский государственный университет прикладной биотехнологии и Государственная академия инноваций объединились с Московским государственным университетом пищевых производств. А в рамках создания Сибирского федерального университета в одну структуру вошли Красноярский государственный университет, Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, Государственный технический университет и Государственный университет цветных металлов и золота. Число только работников новой образовательной структуры составляет более 8 тыс. человек.
Эксперты оценивают ход процесса укрупнения вузов по-разному.
— Россия вступает в ВТО, и рынок образовательных услуг станет открытым. Нам придется вести конкурентную борьбу c образовательными корпорациями, в которые превратились все западные вузы, и по одиночке это делать практически невозможно, — говорит Анатолий Ланских. — В задачи новой структуры будет входить повышение общей финансовой грамотности в регионах, осуществление связи между министерствами и субъектами федерации и проведение экономического сопровождения региональных проектов.
— Создание крупных вузов слишком сильно напоминает систему рейдерских захватов, — отмечает Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования. — Это видно на примерах — как формировался Южный федеральный университет, когда, не создав нового центра, были разрушены хорошо работающие вузы.
По мнению Комкова, слепое копирование американской модели высшей школы помимо заявленных плюсов может привести к пагубным последствиям для традиционно узкоспециализированной системы высшего образования в России.
Зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин посетовал, что критерии слияния вузов до сих пор не ясны, равно как и не ясен положительный эффект от совместного обучения студентов принципиально разных профессий.