Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Санкт-Петербурге умер директор Музея истории подводных сил России Михаил Юрченко
Общество
СК сообщил о проведении следственных действий с замглавы Минобороны Ивановым
Мир
Армения отказалась от участия в Международной встрече по безопасности в России
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Николаеве
Происшествия
Сбитый БПЛА в Белгородской области повредил частный дом
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
В Госдуме предложили повысить стипендии до прожиточного минимума
Туризм
Turkish Airlines выпустила памятку для россиян о транзите в Латинскую Америку
Мир
Военный эксперт предсказал катастрофу новому возможному контрнаступлению ВСУ
Происшествия
Водитель Lada Priora вылетел из машины при ДТП в Санкт-Петербурге
Общество
Погибших в КЧР в результате нападения сотрудников полиции похоронили с почестями
Мир
Прозоров рассказал о взысканиях с СБУ за неудавшееся покушение на него
Мир
Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше
Мир
Посольство РФ в Лондоне назвало помощь Киеву очередной подачкой
Мир
Боррель объяснил механизм возможного использования российских активов в Европе
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении беспилотника в регионе

Российская столица вырвется из замкнутого круга

В фильме об истории Москвы строительство города показано с помощью компьютерной графики и картин Васнецова
0
Российская столица вырвется из замкнутого круга
Марина Туманова. Источник: пресс-служба телеканала «ТВ Центр»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Москва — город круглый. Ее «шаги» — от одного кольца к другому. Этим летом властями принято решение вырваться из замкнутого круга: столица будет расширяться на юго-запад. О том, как это будет делаться, что в итоге москвичи потеряют или приобретут, рассказывает фильм «Москва: из круга седьмого», который покажут 20 ноября на канале «ТВ Центр». С его автором, Мариной Тумановой, встретился корреспондент «Недели»

— Вы приглашаете на историческую прогулку по московским кольцам. С чего начнете?

— С круга первого. Первоначальная Москва — несколько домишек, занимавшие площадь, которую сейчас «накрывает» Государственный Кремлевский дворец. Потом появились Кремлевская стена, Китай-город, стена Белого города, Земляной вал… Это не просто границы города, который, как тесто из квашни, постоянно вылезал из очередного кольца, чтобы тут же попасть в новое, — это вехи истории.

— Какие открытия сделала ваша съемочная группа, путешествуя по кругам?

— Мы узнали, как выглядела старая Москва: в 1147 году на месте Красной площади росла гречиха, из Москвы-реки вылавливали стокилограммовых осетров, на Тверской, там, где сейчас мэрия, был глухой лес. Выяснили подлинную историю шапки Мономаха — в этом нам помогли сотрудники музеев Московского Кремля. Их официальная точка зрения — что она не из Византии, как считали и считают многие ученые, а сделана на рубеже XIII–XIV веков в Золотой Орде. Профессор, доктор исторических наук Нина Молева поведала нам, как здорово было жить в Москве в начале XX века — цены на товары и услуги были ниже, чем в любом другом столичном городе мира. Андрей Боков, президент Союза архитекторов России, рассказал о Москве начала XIX века — какой она, оказывается, была удобной для жизни. Добраться из одного конца города в другой не составляло труда.

— А после расширения столицы не будет ли это сделать труднее, чем даже сейчас?

— Сидней раза в два больше Москвы в новом измерении. Но там ходят скоростные поезда, и расстояния преодолеваются просто. Если с умом решить проблему транспорта в Москве, то можно будет из Бибирева до Подольска добраться за час-полтора. И вообще, чем глубже я вникала в это тему, тем яснее понимала, что идея «архитектурного выброса» на юго-запад — единственно верное решение для столицы. Расширяться на север нельзя — там запасы питьевой воды, это всё равно что отравить колодец. На востоке — исторически сложившаяся промышленная зона. Понятно, что Большой театр с места не сдвинешь. Так же как и Третьяковку, и Пушкинский музей. Но разгрузить центр, убрав из него офисы, министерства — важно и нужно.

— Появление этого фильма — попытка объяснить москвичам, почему нельзя дальше «ходить по кругу»?

— Это — фильм для москвичей, которые хотят знать историю своего города и его перспективы. И для тех, кто стал москвичом не так давно. Кстати, первыми мигрантами были суздальцы, которые в XIX веке искали в Москве спасения от татарских набегов.

— На экране возводятся и рушатся стены, перекрашивается Кремль — из белого в красный и обратно — всё это с помощью компьютерной графики.

— Ее автор — наш художник Екатерина Жукова. Это почти вынужденный ход: многих кругов Москвы уже не осталось и воссоздать их можно только на компьютере. Не осталось  Компанейского вала. Стена была бревенчатая, и ее растащили на дрова. Не осталось третьего круга — белокаменной стены высотой 10 м, возведенной сыном Ивана Грозного, Федором Иоанновичем. Екатерина II разрешила разобрать часть стены, а москвичи за одну ночь разнесли ее всю. Ничего не напоминает? Ведь так и сейчас дачники тащат и доски, и гвозди, и цемент.

В картине используются произведения Аполлинария Васнецова — брата Виктора Васнецова.

— Он, основываясь на исторических источниках, нарисовал всю старую Москву. А режиссер Владимир Батраков искусно их «оживил».

— Вы действительно прошли пешком Бульварное и Садовое кольца, как это показано в фильме?

— Признаюсь честно — нет. Рассчитала все математическим способом: километраж разделила на среднюю скорость пешехода. Так и получились часы и дни, за которые можно обойти Бульварное кольцо, Садовое, МКАД. Надеюсь, телезрители меня за это простят. Но я на самом деле очень люблю ходить по Москве пешком.

Семь кругов Москвы 

1. Кремлевская стена — XIII век

2. Китай-город — середина XVI века

3. Белый город (белокаменная стена) — конец XVI века  (сейчас на этом месте — Бульварное кольцо, точнее, подкова, так как обоими концами оно выходит к Москве-реке)

4. Земляной вал — начало XVII века (сейчас на этом месте — Садовое кольцо)

5. Компанейский и Камер-Коллежский вал — середина XVIII века

6. Малое кольцо Московской железной дороги — начало XX века

7. Московская кольцевая автодорога — начало 60-х годов XX века 

Комментарии
Прямой эфир