Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Перья дыбом, рык в микрофон

Радикальная версия чеховской «Чайки» в «Сатириконе» получилась сумбурной, но подкупающе личной
0
Перья дыбом, рык в микрофон
режиссер Юрий Бутусов, фото: Игорь Захаркин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Питерский режиссер Юрий Бутусов уже не раз работал в «Сатириконе»: здесь идут его авангардные «Ричард III» и «Король Лир». Но на этот раз он поставил свой самый радикальный и одновременно интимный спектакль. Его «Чайка» - это признание в любви и ненависти чудовищу под названием «театр». Режиссер хорошенько встряхнул пьесу, перемешал все сцены и реплики и выплеснул смесь на сцену хаотичными экспрессионистскими мазками.  

Действие происходит не в старинной усадьбе на берегу колдовского озера, а на театральных подмостках, где люди не живут, а без конца репетируют одну и ту же пьесу. Некоторые сцены повторяют дважды или трижды, меняясь ролями, пробуя новые интонации и доводя происходящее до абсурда.

Тригорин (Денис Суханов) несколько раз прокручивает в голове «сюжет для небольшого рассказа», пока он не превратится в чудовищный хорор со звериными масками и отрубленной ногой. Юрий Бутусов предлагает зрителям экскурсию по воспаленному сознанию режиссера, который ставит главную в своей жизни пьесу, лихорадочно перебирая варианты и выворачивая душу наизнанку. Он и сам выскакивает на сцену в конце каждого акта: рвет декорации треплевского театра, пишет баллончиком на стенах, отплясывает какие-то безумные танцы и, как заправский рокер, рычит в микрофон последний монолог Треплева.

Треплев (Тимофей Трибунцев) здесь похож на диссидента-шестидесятника - в клетчатой рубахе и круглых очках читает стихи Бродского. Неожиданна и Нина в исполнении Агриппины Стекловой – дородная рыжекудрая бестия, не похожая ни на одну из тысячи Заречных русского театра. Выход каждого персонажа превращен в эффектный номер: то песню споют, то фокус покажут, то еще какой-нибудь фортель выкинут.

В общем, бутусовская «Чайка» получилась сумбурной, перенасыщенной аттракционами, буксующей на поворотах, но живой, энергичной и подкупающе личной. Только запаситесь бутербродами - спектакль идет больше четырех часов с тремя антрактами.  

«Сатирикон», 19, 20 ноября, 18.00

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...