Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Во Франции раскрыли очередное преступление века

Аукционная обслуга воровала произведения искусства тоннами
0
Во Франции раскрыли очередное преступление века
Фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Французское министерство внутренних дел разместило на своем сайте фотографии 6 тыс. произведений искусства, которые были украдены за последние несколько лет обслугой парижского аукционного дома «Друо».  

Среди них работы Курбе, Гогена, Пикассо, Матисса, Шагала, а также скульптуры, бронза, ювелирные изделия, несколько икон, серебряная посуда и даже изысканные вина и старинные куклы. Все эти сокровища общим весом 250 т были обнаружены в контейнерах на складах столичного пригорода Баньоле в ходе полутора сотен обысков, проведенных правоохранительными органами. МВД обещает вернуть пропажи гражданам, которым удастся доказать, что они владели этими произведениями. 

На протяжении десятилетий воровством занимались так называемые красные воротнички, входившие в состав Союза комиссионеров «Друо», который занимался перевозкой ценностей, их хранением и проведением торгов.

Они носили черные формы с красными воротничками и золотыми пуговицами. Сегодня более 40 из них предъявлены обвинения в организации преступной банды, в кражах произведений искусства и их незаконном сбыте.

Масштабом воровства и безнаказанностью поражен даже видавший виды полковник Стефан Гоффни, возглавляющий Центральное бюро французской полиции по борьбе с хищениями культурных ценностей. Следствие прекрасно понимает, что ему удалось обнаружить лишь самую макушку айсберга, об истинных масштабах можно только догадываться. Безнаказанность объясняется отчасти и тем, что монополия на обслуживание аукционов на протяжении полутора столетий принадлежала савоярам — выходцам из Савойи.

Они получили эту привилегию от Наполеона III за то, что в 1860 году проголосовали за присоединение Савойи к Франции. Соучастниками грабителей были и несколько арестованных аукционистов, которые пускали с молотка украденные вещи. Наиболее ценные из них порой вообще не доходили до аукционов, а через посредников сбывались либо галереям, либо отдельным клиентам. Полиция пришла к выводу, что в «Друо» действовала настоящая арт-мафия.

Главным образом работы пропадали, констатирует судебный следователь Ален Филибо, во время предаукционной перевозки коллекций из квартир и домов на склады. Всевозможные махинации на распродажах давно уже были притчей во языцех. Некоторые аукционисты вкупе с савоярами, представлявшими интересы клиентов, имели возможность так или иначе манипулировать торгами — поднимать цены или, напротив, придерживать их.   

Новый генеральный директор дома «Друо» Оливье Ланж провел «чистку», изгнал «красных воротничков» и пригласил обслуживать торги новую команду. Без таких решительных мер, по его словам, невозможно реабилитировать этот парижский «храм искусств». И хотя репутация серьезно пострадала, товарооборот «Друо» ничуть не уменьшился. В среднем на 2 тыс. аукционов в год распродается более 800 тыс. произведений искусства. По мнению экспертов, экономический кризис побуждает клиентов, среди которых становится все больше русских и китайцев, вкладывать свои капиталы в «нетленные» ценности в расчете на рост их цены. На свой страх и риск — ибо обилие подделок на рынке искусства и сомнительная атрибуция картин и скульптур, выставляемых на аукционы, остаются нерешенной проблемой.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...